Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (АООП ООО для обучающихся с НОДА – представляет собой документ, характеризующий главные цели, задачи и направления образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) - с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА), - с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Цель реализации АОП ООО обучающихся с НОДА — обеспечение выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Для достижения поставленной цели при разработке и реализации в МБОУ «СОШ № 1» города Пикалёво. АООП ООО для обучающихся с НОДА предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с НОДА;
достижение планируемых результатов освоения АООП ООО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с НОДА, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося с НОДА в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с НОДА, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населѐнного пункта, района, города).
В основу формирования АООП ООО для обучающихся с НОДА программы положены следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования- (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных- образовательных потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса,- ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП основного общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;
принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,- сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
Эти принципы направлены на создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка, на совершенствование микроклимата в школе в процессе сотрудничества учеников и учителей школы. Они позволяют регулировать отношения педагогов и учеников, педагогов и родителей школьников, а также учеников друг с другом (учитель - учитель, учитель - ученик, учитель - родитель и т.д.). Они обеспечивают совершенствование взаимосвязи содержания образования по различным учебным предметам с целью гармоничного развития всех сфер личности ребенка.
В основу разработки и реализации АООП ООО для обучающихся с НОДА заложены дифференцированный подход. Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП ООО для обучающихся с НОДА предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов АООП ООО для обучающихся с НОДА, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Общая характеристика АООП ООО для обучающихся с НОДА разработана на основе нормативно-правовых документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897(с изменениями и дополнениями).
Постановления правительства Ленинградской области от 28 декабря 2017 года № 634 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях Ленинградской области и признании утратившим силу постановления Правительства Ленинградской области от 12 ноября 2013 года №392".
АООП ООО для обучающихся с НОДА разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения.
АООП ООО для обучающихся с НОДА может реализовывается в варианте 6.1: обучающийся с НОДА получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5-9 классы).
АООП ООО для обучающихся с НОДА представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы основного общего образования (далее — ООП ООО). Требования к структуре АООП ООО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют ФГОС ООО.
Для обучения обучающихся с НОДА по данной программе реализуются рабочие программы по учебным курсам основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 1» города Пикалево.