О температурном режиме и проветривании в образовательных организациях.
26.01.2024
Гигиенические нормативы температуры воздуха в помещениях объектов социальной сферы установлены следующими санитарными правилами: СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».
Показателями, характеризующими микроклимат, являются:
- допустимая температура воздуха;
- относительная влажность воздуха;
- скорость движения воздуха.
Согласно санитарным требованиям, в помещениях должны обеспечиваться параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов.
Микроклимат в детских, социальных объектах должен соответствовать следующим требованиям:
- от + 21 до +24° С в игровых помещениях младшей, средней, старшей групповых ячеек дошкольных организаций;
- от + 19 до + 21 °С в спальнях всех групповых ячеек дошкольных организаций;
- от + 22 до + 24 °С в ясельных группах дошкольной организации;
- от + 18 до +24°C в учебных помещениях и кабинетах общеобразовательных организаций; столовых, гардеробе;
- от + 18 до +20 °С в спортивном зале, мастерских, кабинете домоводства;
- от + 20 до +24 °С в жилых комнатах, в помещении для отдыха и игр;
- от + 24до +26 °С в душевых помещениях;
Любое отклонение температуры от нормы — как снижение, так и повышение несет вред детскому организму. Низкая температура вызывает охлаждение организма и может способствовать возникновению простудных заболеваний. При высокой температуре возникает перегрев организма, что может стать причиной снижения работоспособности, усталости, потери внимания — всё это сказывается не только на успеваемости, но и на состоянии здоровья в целом.
Относительная влажность воздуха во всех помещениях образовательных учреждений должна быть в пределах 40–60 %. Влажность воздуха также влияет на теплообмен в организме человека. Сырой холодный воздух увеличивает теплоотдачу и способствует простудным заболеваниям. Сухость воздуха вызывает чрезмерное высыхание кожи и слизистых оболочек верхних дыхательных путей.
В результате жизнедеятельности людей в воздух помещений поступают вещества, выделяемые кожей, грязной одежной, остатками пищи; повышаются температура и влажность воздуха, возрастает концентрация углекислого газа. Если в группе, классе есть больные дети то при кашле, чихании в воздух попадают вирусы, бактерии.
В воздухе закрытых помещений всегда есть пыль, вместе с воздухом пылевые частицы попадают в дыхательные пути ребенка и механически раздражают слизистую оболочку, более нежную, чем у взрослых.
Степень качества воздуха находится в прямой зависимости от числа детей и длительности их пребывания в помещении.
В теплообмене ребенка с окружающей средой очень значимы влажность и скорость движения воздуха. Как повышенная, так и пониженная влажность отрицательно влияет на организм ребенка. Для поддержания оптимального воздушного режима в помещениях детских организаций важно регулярно удалять отработанный воздух и заменять его наружным. Особое внимание необходимо уделять ежедневному проветриванию помещений временного и постоянного нахождения детей и взрослых.
Соблюдение режима проветривания помещений способствует увлажнению воздуха и понижению концентрации болезнетворных микроорганизмов в воздухе.
В школах - учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещений (при наличии 2-х смен обучения – после каждой смены).
В дошкольных организациях проветривание в групповых проводится не менее 10 минут в отсутствие детей, и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В спальнях сквозное проветривание проводится до укладывания детей.
Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью работы отопительной системы. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2°С.
Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых помещениях.
Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей, проветривание через туалетные комнаты.
При хорошем отоплении, эффективной работе системы вентиляции, правильной организации проветривания помещений нормативные параметры микроклимата обеспечить нетрудно. Это значит, что дети, находясь в образовательной организации в комфортных условиях, будут меньше подвержены заболеваниям, в том числе инфекционным.
Таким образом, при соблюдении правил поддержания оптимального микроклимата в основных помещениях пребывания людей осуществляются неспецифические профилактические мероприятия в период эпидемического подъёма заболеваемости ОРВИ и гриппом, такие как ежедневный контроль за температурой воздуха в помещениях.
Во всех помещениях, предназначенных для пребывания детей, должен осуществляется контроль температуры воздуха с помощью термометров.
При несоблюдении гигиенических нормативов необходимо принимать безотлагательные меры (своевременное проведение ремонтных работ систем отопления, вентиляции, утепление окон) по обеспечению температурных режимов.
Соблюдение гигиенических нормативов способствует улучшению и укреплению здоровья детей, а также повышению эффективности учебного процесса в образовательных организациях.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.01.2024
Дата обновления: 30.01.2024
Дата публикации: 26.01.2024