Семьеведение

ПРОГРАММАКУРСА
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
дляобучающихся10–11классов и студентов
профессиональных
образовательных
организаций

ИНСТИТУТВОСПИТАНИЯ

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................... 3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»................................................ 9

СОДЕРЖАНИЕКУРСА ..................................................................................................... 13

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕКУРСА«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» ..................... 19

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Общаяхарактеристикакурсавнеурочнойдеятельности
«Семьеведение»
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее—
программа)

для

обучающихся

10–11

классов

общеобразова-

тельныхорганизацийсоставленанаосноветребованийиположений:

•

федеральногогосударственногообразовательногостан-

дарта

среднего

общего
образования
(утвержден
приказом
МинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерации
от17мая2012г.№413(сизменениямиидополнениямиот12авгу- ста 2022 г.)
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования»);

•

федеральной образовательной программы среднего общего образования
(утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18 мая 2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования»);

•

федеральной рабочей программы воспитания на уровне сред- него
общего образования (является составной частью федераль- ной
образовательной программы среднего общего образования, раздел 130).
Нормативными основами разработки содержания программы являются:

1) КонституцияРоссийскойФедерации;
2) УказПрезидентаРоссийскойФедерацииот09ноября2022г.
№809«ОбутвержденииОсновгосударственнойполитики по сохранению и
укреплению

традиционных

российских

духовно-

ценностей»;
3) УказПрезидентаРоссийскойФедерацииот22ноября2023года
№875«ОпроведениивРоссийскойФедерацииГодасемьи»;

3

нравственных

4)

РаспоряжениеПравительстваРоссийскойФедерацииот 25 августа 2014 г. №
1618-р «Об утверждении Концепции государ- ственной семейной политики в
Российской Федерации на период до 2025 года»;

5) Стратегияразвитиявоспитанияв Российской Федерациинапериод до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 25 мая 2015 г. № 996-р);
6) Стратегия

национальной

безопасности

Российской

(утвержденаУказомПрезидентаРоссийскойФедерацииот

Федерации

02.07.2021

№

400).
Актуальностькурсавнеурочнойдеятельности«Семьеведение»
УказомПрезидентаРоссийскойФедерацииот22ноября2023года
№ 875 «О проведении Года семьи» 2024 год объявлен в Российской
ФедерацииГодомсемьивцеляхпопуляризациигосударственнойполи-

тики

в

сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных цен- ностей. В
настоящее время на государственном уровне реализуются многочисленные
меры,

направленные

на

поддержку

семьи,

сохране-

ниеиукреплениетрадиционныхсемейныхценностей,чтоотраженов

ряде

нормативных правовых документов (Конституции Российской Федерации,
Указе

Президента

Российской

Федерации

от

9

2022года№809«ОбутвержденииОсновгосударственнойполитики

ноября
по

сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных
ценностей»,

распоряжении

Правительства

Российской

Федерацииот25августа2014г.№1618-р«ОбутвержденииКонцепции
государственнойсемейнойполитикивРоссийскойФедерации на период до 2025
года»).

В

распоряжении

Правительства

рот16сентября2021г.«Опланемероприятий

Российской
по

Федерации№2580-

реализации

Концепции

демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
также отмечается необходимость проведения мероприятий, направленных на
популяризацию

и продви-

жение традиционных

семейных

ценностей,

ответственного родитель- ства, поддержку и защиту семьи, материнства,
отцовства

и

распространениевсубъектахРоссийскойФедерациилучшихреги-

4

детства,

ональных

практик

реализации

проектов

и

программ

родительского

просвещения и семейного воспитания, направленных на формиро- вание у
обучающихся образовательных организаций и их родителей (законных
представителей) традиционных семейных ценностей.
Россия определила курс на укрепление семьи и всемерную под- держку
родителей в воспитании детей на основе сохранения базовых ценностей
российского общества и семейных традиций. В то же время в российском
обществе констатируется кризисное состояние соци- ального института семьи,
выражающееся в девальвации семейных ценностей и установок, увеличении
возраста вступления в первыйбрак и рождения детей, росте числа разводов,
большой доле непол- ных семей и других негативных тенденциях. Как
следствие

происходит

разрушение

отношений,

традиционных

моделей

семейных

что

небла-

гоприятносказываетсянаготовностимолодыхлюдейквступлениюв
брак,ихадаптацииксемейнойжизниистабильностимолодыхсемей.
Таким образом, актуальность программы курса внеурочной деятельности
«Семьеведение» для обучающихся 10–11 классов общеобразовательных
организаций обусловлена необходимостью целенаправленной деятельности
по формированию ценностного отно- шения к семье и браку, культуры
семейных

отношений,

нормативных

представленийомоделяхповеденияимежличностныхотношениях в семье на
основе

традиционных

российских

духовно-нравственных

ценностей,

социальных и семейных традиций, принятых в российском обществе правил и
норм поведения.
Цель курса —формирование позитивного ценностного отношенияобучающихсяксемьеибраку.
Основныезадачикурса:

•

формирование у обучающихся представлений о значении
дляполноценногосуществованиячеловека,развитияобщества
обеспечения устойчивости государства;

•

стимулирование
положительного
эмоционального
отношения
обучающихся к семье и браку, поддержка установки на семейный образ
жизни, рождение и воспитание в семье детей;
5

семьи
и

•

обогащение позитивного социокультурного опыта обучающихсяна
основе воспитания в духе традиционных российских духовнонравственных ценностей, соблюдения принятых в российском
обществеправилинормповедения,поддержаниясоциальных и семейных
традиций.
Методологические основыкурса базируются на следующих подходах:

•

Аксиологическом подходе,который является ведущим в раз- работке
содержания курса и определяет его ценностно-смысловое содержание,
ценностные
доминанты
и
целевую
ориентацию
на
формированиеотношенияподрастающегопоколенияксемьеибраку
на
основе
традиционных российских ценностей. Инвариантное ценностно-целевое
содержание курса определяет общее для всех граждан Российской Федерации,
вне зависимости от их мировоззрен- ческих, культурных, национальных,
религиозных и других особен- ностей, содержание российских традиционных
ценностей, которое представлено в нормах Конституции Российской
Федерации в каче- стве российских конституционных ценностей. Наряду с
этим учиты- вается наличие вариативного ценностно-целевого содержания
курса,
котороеопределяетсякультурно-историческимиособенностями
и
традициями народов России, российских традиционных религий, отражает
мировоззренческое, культурное разнообразие граждан, семей, народов России,
российского общества, регионов России, образовательных организаций.
Исходя

из

этого,

программа

включает

инвариантный

(базовый)

компонент, содержание которого отраженно в тематическом плани- ровании,
и вариативный компонент, который формируется с учетом региональной и
местной социокультурной специфики, потребностей обучающихся и их семей,
ресурсов

социального

партнерства,

имею-

щегосяопытареализациисемейноориентированногокурса.

•

Междисциплинарный
подход
подразумевает
проектирование
содержания курса на основе знаний, умений и навыков, полученных
обучающимисяприосвоенииимифедеральнойобразовательной

6

программысоответствующегоуровняобразования,атакжеопору

на

содержательный потенциал таких областей научных знаний, как психология,
педагогика, социология, медицина, экономика и право.

•

Системно-деятельностный
подходобеспечивает
практикоориентированный
характер
содержания
курса,
полисубъектное
взаимодействие
в
системе
«педагоги—обучающиеся—родители»,
использование вариативных методов, форм и средств освоения учеб- ного
материала с акцентом на проблемных и поисковых методах.
Формы
программы

организации

внеурочной

деятельности

предполагают

активность

и

при

реализации

самостоятельность

обучаю-

щихся,сочетаниеиндивидуальнойигрупповойработы,проектнуюи
исследовательскую деятельность. Предусмотрено использование ресурсов
других организаций (социальной сферы, культуры, спорта, здравоохранения,
дополнительного и профессионального образова- ния, детских общественных
организаций).
Местокурса«Семьеведение»вобразовательномпроцессе
Программа курса рассчитана на реализацию в течение 34 учеб- ных
часов

и

предполагает

включение

в

учебный

план

образовательной

организации в рамках части, формируемой участниками образова- тельных
отношений.
Программаслужитосновойдляразработкирабочихпрограмм

в

составе

основной образовательной программы общеобразователь- ной организации в
соответствии с ее особенностями: организационно- правовой формой,
контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей),
направленностью образовательной про- граммы, учетом этнокультурной
специфики, особых образовательных потребностей обучающихся.
Взаимосвязькурса«Семьеведение»сфедеральнымипрограммами
воспитания
Программа

ориентирована

на

достижение

целевых

результатов воспитания на уровне среднего общего образования:

7

ориентиров

•

осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональноми
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;

•

проявляющий

приверженность

традиционным

духовно-

нравственнымценностям,культуренародовРоссиисуче-том
мировоззренческого,
национального,
конфессионального
самоопределения;

•

действующий и оценивающий свое поведение и поступки, пове- дение и
поступки других людей с позиций традиционных рос- сийских духовнонравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков,
деятельно выражающий неприятие анти- гуманных и асоциальных
поступков, поведения, противоречащих этим ценностям;

•

ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российскихтрадиционныхсемейныхценностей;пониманиебрака
каксоюзамужчиныиженщиныдлясозданиясемьи,рожденияивоспитаниявс
емьедетей;неприятиенасилиявсемье,ухода
от
родительской
ответственности;

•

понимающий

и

выражающий

в

практической

деятельности

ностьжизни,здоровьяибезопасности,значениеличныхусилий
сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей;

ценв

•

выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую
активность),
стремление
к
физическому
совершенствованию;соблюдающийипропагандирующийбезопасный и здоровый
образ жизни;

•

участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного
вида в семье, в образовательной организации, в своей местности.

8

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯКУРСАВНЕУРОЧНО
Й ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Ориентирами

планируемых

результатов

освоения

курса

«Семье-

ведение» являются:

•

требования к личностным, метапредметным, предметным резуль- татам
освоения федеральных образовательных программ (ФОП) среднего
общего образования, прежде всего в части содержания образования о
семье
и
браке,
межличностных
и
социальных
отношениях(втомчислеврамкахучебныхпредметов«Русскийязык»,
«Литература»,«Обществознание»,«Физическаякультура»);

•

целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся в отно- шении
семьи и брака на уровне среднего общего образования.
Освоениеобучающимисякурсавнеурочнойдеятельности

«Семьеведение» должно обеспечивать достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностныерезультаты:

•

принятие и приверженность традиционным российским духовнонравственным (в том числе семейным) ценностям, культуре народов
России
с
учётом
мировоззренческого,
национального,
конфессионального самоопределения;

•

готовность

противостоять

деструктивной

идеологии,

включая

культивирование эгоизма, безнравственности, отрицание есте- ственного
продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности,
разрушение
традиционной
семьи
с
помощью
пропаганды
нетрадиционных сексуальных отношений;

•

готовность к саморазвитию,
самоопределению;

•

осознаниеценностисемьиисемейногообразажизни,ориентация
на
создание крепкой семьи на основе российских традиционных семейных
ценностей;

самостоятельности

9

и

личностному

•

понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания в семье детей;

•
•
•

ответственноеотношениексвоимродителям,уважениек старшим;

•

развитие способности сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

•

сформированность ценностей здорового и безопасного
жизни,ответственногоотношенияксвоемуздоровью;прак-

неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
развитие социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним
интерес и разрешать конфликты;

образа

тическая установка на здоровый образ жизни (здоровое пита-ние,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность),

стремление

к

физическому

совершен-

ствованию,пониманиезначенияличныхусилийвсохранениии

укреплении

своего здоровья и здоровья других людей;

•

готовность к труду, осознание ценности труда, трудолюбие, уча- стие в
социально значимой трудовой деятельности в семье.
Метапредметныерезультаты:

•

освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий
(познавательных,
коммуникативных,
регулятивных),
способность
использовать их в учебной, познавательной и соци- альной практике;

•

совершенствование языковой культуры как средства взаимодей- ствия
между людьми и познания мира;

•

развитие
проблем;

•

овладение
навыками
деятельности;

креативного

мышления

при

решении

учебно-исследовательской

10

жизненных
и проектной

•

умение переносить знания, средства и способы действия в практическую область жизнедеятельности;

•

умение самостоятельно работать с различными информаци- онными
источниками, оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;

•

владение различными способами общения и взаимодействия, умение
аргументированно вести диалог;

•

владение
навыками
рефлексии,
умение
оценивать
приобретенныйопыт;принятиесебя,пониманиесвоихдостоинствинедостатк
ов.
Предметныерезультаты:

•

овладение лексикой, отражающей традиционные российские духовнонравственные ценности, ценностное отношение к семьеи браку, систему
межличностных отношений;

•

владениезнаниямиоролисемьивжизниличности,общества и государства, о
браке и семье как социальном институте, функ- циях семьи, роли
семейных ценностей и традиций, ответственном
родительстве;

•
•

владениезнаниямиоправовыхосновахсемьиибрака;

•

владение знаниями об этапах и закономерностях развития семьи,
способах предотвращения и преодоления семейных конфликтови
кризисов;

•

владениезнаниямиоспособахсохраненияиукрепленияздоровья,в
репродуктивного, умение применять их на практике;

•

сформированность представлений о культуре взаимоотношенийв семье
(с учетом реализации вариативного ценностно-целевого содержания
курса);

•

восприятиепроизведенийлитературыиискусствакакисточ- ника опыта
оценки явлений с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей;

владение знаниями о направлениях государственной
политики, мерах государственной поддержки семьи;

11

семейной

том

числе

•

умение применять полученные знания для принятия практиче- ских
решений в повседневной жизни.
Освоение

ценностного

обучающимися
содержания,

курса

поэтому

предполагает

личностные

присвоение

результаты

и

ими

уровень

достижения целевых ориентиров воспитания могут оцениваться посредством
инструментов, нацеленных на закрепление знаний, решение практических
задач, поддержку инициатив обучающихся:

•

исследование ценностного отношения обучающихся к семье, браку,
осознанному родительству и пр. до начала курса и по ито- гам его
освоения;

•
•
•

проектнаядеятельность;
педагогическоенаблюдение;
участие обучающихся в социально-значимых проектах и акцияхпо
тематике курса и пр.

12

СОДЕРЖАНИЕКУРСА
Раздел1.«Готовностьксозданиюсемьи»(3ч.)
Личность.Бытьиликазаться(1ч.)
Индивид,

индивидуальность,

личность.

Характеристики

и

каче-

стваличности.Самоидентификация,самопознание,самовыражениеи
самосовершенствование личности. Свобода и ответственность лич- ности.
Личность и «личина». Пути и способы самовыражения. Мораль- ный выбор и
его влияние на дальнейшую жизнь.
Этатруднаяработавзросления(1ч.)
Период юности—последнее время детства и первый возраст взрослости.
Социально-коммуникативные

и

психофизиологические

особенности

юношеского возраста. Кризис юности и условия его пре- одоления.
Взросление и самоопределение, планирование будущего. Планирование
будущей семейной жизни как одна из составляющих процесса взросления и
самоопределения личности.
Мужественностьиженственность(1ч.)
Историко-культурные

истоки

понятий

мужественности

и

жен-

ственности. Качества, определяющие мужественность и женствен- ность.
Гражданско-правовое равноправие полов как конституционная норма и
основополагающий принцип семейного права. Черты и каче- ства будущего
спутника жизни.
Раздел2.«Ценностиитрадициисемьи»(6ч.)
Семьякактрадиционнаяроссийскаяценность(1ч.)
Традиционные российские духовно-нравственные ценности— основа
государства, общества и семьи. Понятие «крепкая семья» как традиционная
ценность. Ценности человека—основа его личности. Взаимосвязь ценностей и
представлений

человека

о

счастье.

человеческого счастья.

13

Семья

как

важная

составляющая

Что

делает

семью

крепкой:

семейные

ценности

и

традиции (1 ч.)
Семейные ценности и традиции — основа сплоченной и крепкой семьи.
Традиции — способ передачи из поколения в поколение нрав- ственных
установок,

ценностей,

норм,

образцов

поведения,

обычаев.

Старшее

поколение — хранитель семейных традиций, семейной исто- рии, основа
семейной общности. Семейная история—часть общего наследия нашего
народа. Укрепление семейных ценностей как усло- вие поддержания единства,
стабильности, гармонии и благополучия общества.
Искусствобытьвместе(1ч.)
Этика и культура семейного общения. Условия и правила конструктивного

общения.

Общие

ценности

как

основа

взаимопонима-

ния.Умениеслышатьислушать,приниматьпозициюдругогоиидти

на

компромиссы—основа крепких отношений в семье. Способы демонстрации
любви и взаимопонимания в семье.
Укладсемьи(1ч.)
Семейный уклад — фундамент семейной жизни. Ценности, тради- ции,
отношения — составляющие семейного уклада. Общее и индиви- дуальное в
укладе российских семей. Традиции в укладе современной российской семьи.
Закономерности формирования уклада семьи. Вза- имосвязь культуры
семейного общения и семейного уклада.
Вариативныйкомпонент(2ч.)
Раздел3.«Возрастысемьи»(13ч.)
Любовьивлюбленность.Выборспутникажизни(1ч.)
Любовь в жизни человека. Любовь как стимул к самосовершенствованию. Влюбленность и любовь: сходство и отличия. Выбор спут- ника
жизни — основа благополучия в будущем. Качества и факторы, влияющие на
выбор спутника жизни. Взаимопонимание, доверие, единство во взглядах и
ценностных установках как основа любви.

14

Романтическиеотношения(1ч.)
Этапы

романтических

отношений:

знакомство,

первое

свидание,

знакомство с родителями. Личностные качества избранника и ожи- дания
молодых людей друг от друга. Особенности общения на этапе романтических
отношений. Правила личной безопасности при зна- комстве и в начале
отношений.
Подготовкаксозданиюсемьи(1ч.)
Личностная

готовность

к

семейной

жизни—главное

условие

успешности брака и стабильности будущей семьи. Основные состав- ляющие
подготовки к браку. Синхронизация личных жизненных целей и установок —
ключевое условие готовности к семейной жизни.
Свадьба.Становлениесемьи(1ч.)
Заключениебрака—изменениесоциальногостатусачеловека и рождение
новой семьи. Подача заявления и регистрация брака. Свадьба как знаковое
событие в жизни человека. Брак как основное условие создания семьи.
Единые цели и ценности, доверие супругов — основа устойчивых отношений
в молодой семье.
Первыегодывбраке(1ч.)
Первые годы брака — формирование системы отношений между
супругами, уклада новой семьи. Причины разногласий в молодой семье.
Совместное

ведение

домашнего

хозяйства

и

семейного

бюд-

жета,

организация совместного досуга—важные аспекты становле- ния семьи.
Взаимоуважение

и

взаимопонимание

—

условие

успешного

решения

затруднительных ситуаций.
Мотивырождениядетей(1ч.)
Любовь к детям как неотъемлемое свойство человеческой при- роды.
Готовность стать родителями. Мотивы рождения детей и их влияние на
будущее семьи. Статус родителя и подготовка к нему. Ответственное
родительство.

15

Рождениеребенка.Родительство(1ч.)
Изменения в жизни семьи, связанные с появлением ребенка. Осво-ение
родительских ролей. Установки и ожидания будущих родителей. Способы
преодоления проблем и разногласий, связанных с рожде- нием ребенка.
Родительскаялюбовь.Воспитаниедетей(1ч.)
Принятие,

поддержка,

уважение,

доверие

как

составляющие

родительской любви. Забота о детях, их воспитание — право и обязан- ность
родителей. Соблюдение баланса в воспитании. Эмоциональная связь с
ребенком — важное слагаемое родительства.
Родителиидети.Взаимоотношенияпоколений(1ч.)
Связь поколений—условие сохранения традиций и ценностей семьи.
Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка. Забота о стар- ших
родственниках. Уважение, доверие, забота — основа отношения детей к
родителям.
Конфликтывсемьеиспособыихпреодоления(1ч.)
Семейный

конфликт

как

противоречие

потребностей,

интересов,

ценностных установок супругов. Наиболее частые причины семейных
конфликтов. Условия и способы конструктивного разрешения семей- ных
конфликтов. Влияние конфликтов на семью.
Преодолениесемейныхкризисов(1ч.)
Семейные кризисы как этапы развития семьи. Причины возникно- вения
семейных

кризисов.

Нормативные

и

ненормативные

семейные

кризисы.Способыиусловияпреодолениякризисов.Родителиидети в ситуации
семейных кризисов.
Вариативныйкомпонент(2ч.)

16

Раздел4.«Благополучиеиздоровьесемьи»(8ч.)1
Здоровыйобразжизнисемьи(1ч.)
Здоровье человека как фактор личностного и профессиональ- ного
успеха. Здоровый образ жизни как фундамент благополучия семьи. Забота о
своем здоровье в юности — профилактика возможных семейных проблем.
Составляющие здорового образа жизни.
Полезныеивредныепривычки(1ч.)
Влияние вредных привычек на благополучие семьи. Полезные привычки,
их влияние на жизнедеятельность и взаимосвязь со здоро- вым образом
жизни. Формирование привычек. Уклад семьи, основан- ный на здоровом
образе жизни.
Основырепродуктивногоздоровья(1ч.)
Репродуктивное здоровье и его взаимосвязь со здоровым обра- зом
жизни. Знание и понимание угроз репродуктивному здоровью— первый шаг к
осознанному родительству. Источники получения знаний о репродуктивном
здоровье и современные возможности его диагно- стики и поддержания.
Психологическоездоровьесемьи(1ч.)
Психологическое

здоровье,

условия

его

сохранения:

способность

адаптироваться к изменяющимся условиям, противостоять стрессо- вым
ситуациям, развитая рефлексия, позитивное мышление, само- развитие.
Сохранение семейных ценностей, гармоничные семейные отношения как
фактор обеспечения психологической устойчивости семьи.
Экономическоеблагополучиесемьи(1ч.)
Экономика

семьи—важная

составляющая

семейной

жизни.

Финансоваяграмотность—залогфинансовойстабильностииблаго-

1

Содержание раздела разработано при участии ведущих специалистов
МинистерстваздравоохраненияРоссийскойФедерации,ФППФФГАОУВОРНИ
МУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России, НИИ педиатрии и охраны
здоровья детейНКЦ № 2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В.Петровского»,
ФГБНУ «ФМЦ ПМИ», ФГБНУ
17

«ИРЗАР»,ФГАУ«НМИЦздоровьядетей»МинздраваРоссии.

18

получия

семьи.

Планирование

и

распределение

семейного

бюджета,

предупреждение возможных рисков — важные навыки для обеспече- ния
психологического благополучия семьи, поддержания здорового образа
жизни.
Вариативныйкомпонент(3ч.)
Раздел5.«Поддержкасемьивроссийскомобществе»(4ч.)2
Семейная

политика

Российской

Федерации

и

меры

государственной поддержки семьи (1 ч.)
Дети и защита семьи—приоритет государственной политики России.
Меры поддержки молодых семей и семей с детьми в Россий- ской Федерации.
Владение навыками пользования государственными и социальными услугами
—элемент правовой культуры семьи. Соци- альные и психологические
службы,

общественные

и

религиозные

организации

—

ресурспомощиисопровождениясемьи.
Правовые аспекты семейной жизни: права и обязанности членов
семьи (1 ч.)
Семейное право и семейное законодательство. Семейный кодекс — основа
определения правового статуса семьи и ее членов. Права, обязанности и
законные интересы членов семьи. Принципы взаимо- действия членов семьи
при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей. Правовая
грамотность и ее значение в жизни совре- менной семьи.
Вариативныйкомпонент(2ч.)

19

2

Содержание раздела разработано при участии ведущих специалистов
ФГБУ «Все- российскийнаучноисследовательскийинституттруда»МинтрудаРоссии.

20

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕКУРСА«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»

№
п/п

Наименован
ие разделов
и тем курса

Колво
часо
в

Программноесодержание

Форма работы / характеристика
деятельностиобучающихся

Раздел1.«Готовностьксозданиюсемьи»(3ч.)
1.1 Личность.Быть
или казаться

1

Индивид, индивидуальность, личность. Характеристики и качества
личности. Самоидентификация,
самопознание, самовыражение
и самосовершенствование личности. Свобода и ответственность
личности. Личность и «личина».
Пути
и
способы
самовыражения.
Моральный
выбор и его влияние на
дальнейшую жизнь

21

Чтение и обсуждение стихотворения Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…».
Выполнение практического рефлексивного
задания.
Работасцитатами,беседа.
Просмотр короткометражного фильма «Фальшивка», обсуждение.
Чтение и обсуждение стихотворения Ю.
Левитан- ского «Каждый выбирает для себя…».
Чтение и обсуждение притчи. Заключительная
беседа

1.2 Эта трудная работа
взросления

1

Период юности — последнее
время детства и первый возраст
взрослости.
Социальнокоммуникативные
и психофизиологические
особенно- сти юношеского
возраста. Кризис юности и условия
его преодоления. Взросление и
самоопределение, планирование
будущего. Планиро- вание
будущей семейной жизни как одна
из составляющих процесса
взросления и самоопределения
личности

22

Просмотриобсуждениефрагментовизх/ф
«Мама»и/или«Курьер».
Работавгруппах:анализтаблицы«Возрастная
периодизация по Д. Б. Эльконину».
Прослушивание и обсуждение
аудиозаписи — В. Высоцкий «Песня о
возрасте».
Просмотр и обсуждение видеоролика «Выбор».
Беседа о планировании будущей семейной
жизни.
Работасиллюстративнымматериалом.Заключительная беседа

1.3 Мужественность и женственность

1

Историко-культурные истоки
поня- тий мужественности и
женствен- ности. Качества,
определяющие мужественность и
женственность. Гражданскоправовое равноправие
половкакконституционнаянормаи
основополагающий принцип
семейного права. Черты и
качества будущего спутника
жизни

Работасиллюстративнымматериалом,беседа.Работа
с понятиями «мужественность»
и«женственность».
Работа в группах: составление перечня качеств,
определяющих мужественность и
женственность.
Работа
с
фрагментами
литературных
произведений,иллюстрирующихпонятиямужественности
и женственности.
Прослушиваниеиобсуждениевидеоклипа
«Родина»(проект«Музыкавместе»).
Заключительнаябеседа

Раздел2.«Ценностиитрадициисемьи»(6ч.)
2.1 Семья как
традиционная
российская
ценность

1

Традиционные российские
духовно- нравственные ценности
— основа государства, общества
и семьи.
Понятие «крепкая семья» как традиционная ценность. Ценности
человека — основа его личности.
Взаимосвязь ценностей и
представ- лений человека о
счастье. Семья как важная
составляющая челове- ческого
счастья
23

Беседа,работасцитатами.
Работаспонятиями«культурныйкод»,«ценности».
Выполнение практического задания по текстам
нормативных правовых документов.
Выполнение практического задания:
заполнение таблицы «Значимые ценности».
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Доживем до понедельника».
Чтениеиобсуждениепритчи.
Заключительнаябеседа

2.2 Что делает
семью крепкой:семейные
ценности
итрадиции

1

Семейные ценности и традиции
— основа сплоченной и крепкой
семьи. Традиции — способ
передачи из поколения в
поколение нрав- ственных
установок, ценностей, норм,
образцов поведения, обы- чаев.
Старшее поколение — хранитель семейных традиций,
семейной истории, основа
семейной общ- ности. Семейная
история — часть общего
наследия нашего народа.
Укрепление семейных
ценностейкак условие
поддержания единства,
стабильности, гармонии и
благопо- лучия общества

Чтение и обсуждение рассказа победителя
Всероссийского конкурса сочинений «Россия,
устремленная в будущее».
Работа с понятиями «традиции», «семейные
традиции».
Работа с текстом о семейных традициях, обсуждениеновеллыО.Генри«Дарыволхвов»,заполнение таблицы.
Обсуждение результатов исследования
традиций семейного воспитания ФГБНУ
«ИИДСВ».
Работа в парах/мини-группах:
«проектирование» традиций воображаемой
будущей семьи

2.3 Искусство
бытьвместе

1

Этика и культура семейного общения. Условия и правила конструктивного общения. Общие ценности
как основа взаимопонимания.
Умение слышать и слушать,
приниматьпозициюдругогоиидти
на компромиссы — основа
креп- ких отношений в семье.

Чтениеиобсуждениепритчи.
Беседа о нормах и правилах поведения и общения в семье.
Выполнение практического задания:
составление памятки «Как правильно общаться
в семье».
Работа в группах: обсуждение способов
выраже- ния любви, составление мини-текста о
способах выражения любви в семье.

24

Способы демонстрации любви
и взаимопо- нимания в семье

25

Работасцитатами.
Заключительнаябеседа

2.4 Укладсемьи

1

2.5 Вариативный
компонент3

2

Семейный уклад —фундамент
семейной жизни. Ценности,
тради- ции, отношения —
составляющие семейного уклада.
Общее и инди- видуальное в
укладе российских семей.
Традиции и новации в укладе
современной российской семьи.
Закономерности формирования
уклада семьи. Взаимосвязь культуры семейного общения и семейного уклада

Чтение и обсуждение фрагмента романа
А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Работаспонятиями«уклад»,«семейныйуклад».
Чтение и обсуждение фрагментов из литературных произведений (по выбору).
Анкетирование обучающихся по вопросам их
ценностного отношения к семье, обсуждение
результатов мониторинга ценностных
ориентаций современной молодежи

Раздел3.«Возрастысемьи»(13ч.)
3.1 Любовь и влюбленность.
Выбор спутника жизни

1

Любовь в жизни человека. Любовь
как стимул к самосовершенствованию. Любовь и влюбленность.
Качества и факторы, влияющие
на выбор спутника жизни.
Взаимопонимание,доверие,единство
во взглядах
и
ценностных
установ- ках как основа любви

26

Чтение и обсуждение стихотворений Р. Рождественского, Б. Заходера.
Работа с иллюстративным материалом.
БеседаповысказываниюЛ.Н.Толстого.
Работаспонятиями«любовь» и«влюбленность».
Выполнение
практического
задания:
заполнение таблицы «Различия отношений во
влюбленности и любви».
Чтение и обсуждение стихотворений А. С.
Пуш- кина, М. Ю. Лермонтова.
Выполнение практического задания:

составление перечня качеств будущего
избранника.
Работасцитатами.Заключительнаябеседа

3

Содержание определяется образовательной организацией с учетом региональной и местной социокультурной
специфики, потребностей обучающихся и их семей, ресурсов социального партнерства, имеющегося опыта
реализации семейноориен- тированных курсов

27

3.2 Романтические
отношения

1

3.3 Подготовк
а
к
созданию
семьи

1

Этапы романтических
отношений: знакомство, первое
свидание, зна- комство с
родителями. Личностные
качества избранника и ожидания
молодых людей друг от друга.
Особенности общения на этапе
романтических отношений. Правил
личной безопасности при знакомстве и в начале отношений

Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«Вам и не снилось».
Работа в группах: выполнение практических
зада- ний на темы «Знакомство», «Первое
свидание»,
«Знакомствосродителями».
Составление памятки «Правила личной
безопасностипризнакомствахиобщениивИнтернете и
соцсетях».
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«Москва слезам не верит».
Заключительнаябеседа
Личностнаяготовностьксемейной Работа с понятием «готовность к
жизни—
вступлению в брак».
главноеусловиеуспешно- сти
Выполнение практического задания:
брака и стабильности будущей
заполнение таблицы (знания, умения, навыки,
семьи. Основные составляющие необходимые для вступления в брак).
подготовки к браку.
Работа в группах: анализ классификации видов
Синхронизация
готовности к браку и оценка собственного
личныхжизненныхцелейиустано- уровняготовности к браку.
вок — ключевое условие
Выполнение практического задания:
готовно- сти к семейной жизни
проектиро- вание способов повышения
собственного уровня готовности к браку.
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«Большая перемена».
28

Заключительнаябеседа

29

3.4 Свадьба.
Становление
семьи

3.5 Первыегод
ы в браке

1

1

Заключение брака — изменение
социального статуса человека
и рождение новой семьи. Подача
заявления и регистрация брака.
Свадьбакакзнаковоесобытие
в жизни человека. Брак как основное условие создания семьи.
Единые цели и ценности, доверие
супругов — основа устойчивых
отношений в молодой семье

Работа с иллюстративным материалом. Беседа.
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Лед2».

Выполнение практического задания: анализ
фраг- ментов нормативных документов.
Обсуждение результатов мониторинга ценностных ориентаций молодежи.
Чтение и обсуждение фрагмента из
романаЛ. Н. Толстого «Анна Каренина».
Работасцитатами.Заключительнаябеседа
Первые годы брака — формироПросмотр и обсуждение фрагмента м/ф «Иванвание системы отношений между Царевич и Серый Волк».
супругами, уклада новой семьи.
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф
Причины разногласий в моло«Одино- ким предоставляется общежитие» и
дойсемье.Совместноеведение
«По семей- ным обстоятельствам»
домашнегохозяйстваисемейного Выполнение
практического
задания:
бюджета, организация совместного заполнение
таблицы
«Обязанности
досуга — важные аспекты стасупругов в семье», обсуждение.
новлениясемьи.Взаимоуважение
Анализирешениекейсов.
и взаимопонимание — условие
конструктивного решения затруд- Выполнение практического задания: формулирование правил совместной жизни для
нительных ситуаций
молодоженов

30

3.6 Мотивы
рождения
детей

1

Любовькдетямкакнеотъемлемое
свойство человеческой природы.
Мотивы рождения детей и их влияние на будущее семьи. Статус
родителя и подготовка к нему.
Ответственноеродительство

31

Работасиллюстративнымматериаломицитатами.
Обсуждение результатов мониторинга ценностных ориентаций молодежи.
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф
«Усатый нянь», «Что у Сеньки было».
Работа со справочной информацией,
беседа о родительской ответственности.
Работасцитатами.Заключительнаябеседа

3.7 Рождение
ребенка.
Родительство

3.8 Родительская
любовь. Воспитаниедетей

1

1

Изменения в жизни семьи, связанные с появлением ребенка. Освоение родительских ролей.
Установки и ожидания будущих
родителей.
Способыпреодоленияпроблем
и разногласий, связанных с рождением ребенка

Просмотриобсуждениефрагментах/ф
«По семейным обстоятельствам».
Работаспонятием«родительство».

Выполнение практического задания
«Введение в понятие «родительство»».
Выполнение практического задания:
составление характеристики «идеального»
родителя, беседа.
Работа в группах: заполнение таблицы
«Измене- ния в семье и трудности, связанные с
рождением ребенка».
Работасцитатами.Заключительнаябеседа
Принятие, поддержка, уважение,
Чтение и обсуждение стихотворения А. Вертиндоверие как составляющие родиского «Доченьки».
тельской любви. Забота о детях, их Работа с понятием «родительская любовь».
воспитание — право и обязанность ЧтениефрагментовизповестейЛ.Н.Толстого
родителей. Соблюдение баланса
«Детство»иН.В.Гоголя«ТарасБульба»,беседа.
ввоспитании.Эмоциональнаясвязь Просмотр и обсуждение видеофрагмента «Безс ребенком — важное слагаемое жизненное лицо».
родительства
Работа с цитатами о родительской любви и
воспи- тании детей.
Просмотр фрагмента х/ф «Хороший мальчик»,
беседа.
Анализирешениекейсов.
Заключительнаябеседа
32

3.9 Родители
и дети. Взаимоотношения
поколений

1

Связь поколений —условие
сохра- нения традиций и
ценностей семьи. Роль бабушек и
дедушек в воспи- тании ребенка.
Забота о старших родственниках.
Уважение, доверие, забота —
основа отношения детей к
родителям

33

Просмотриобсуждениефрагментах/ф
«Чебурашка».
Прослушивание и обсуждение песни И.
Саруха- нова «Дорогие мои старики».
Обсуждение результатов исследования
традиций семейного воспитания ФГБНУ
«ИИДСВ».
Чтение и обсуждение притчи Л. Н. Толстого
«Ста- рый дед и внучек», беседа.
Выполнение практического задания «Слова
благодарности».
Просмотр и обсуждение социальной рекламы.
Заключительная беседа

3.10 Конфликты
в семье
и способы их
преодоления

1

Семейный конфликт как противоречие потребностей, интересов,
ценностных установок супругов.
Наиболее частые причины семейных конфликтов. Условия и способы конструктивного
разрешения семейных
конфликтов. Влияние конфликтов
на семью

34

Просмотриобсуждениефрагментах/ф
«Посемейнымобстоятельствам».Работа
с понятием «конфликт».
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф
«Ваминеснилось»,«Однаждыдвадцатьлетспу
стя».
Выполнение практического задания: анализ
типо- логии конфликтов, заполнение таблицы.
Выполнение практических заданий на основе
техники «Я-высказывание».
Выполнение практического задания:
заполнение таблицы «Конструктивное и
неконструктивное поведение в конфликтной
ситуации».
Выполнениепрактическогозадания
«Комплимент».
Чтение и обсуждение притчи. Заключительная
беседа

3.11 Преодоление
семейных
кризисов

1

3.12 Вариативный
компонент

2

Семейные кризисы как этапы
разви- тия семьи. Причины
возникновения семейных кризисов.
Нормативные
и ненормативные семейные
кри- зисы. Способы и условия
преодо- ления кризисов.
Родители и дети в ситуации
семейных кризисов

Беседа.Работаспонятиями«кризис»,«семейный
кризис».
Работа со справочной информацией (типология
семейных кризисов), обсуждение.
Выполнение практического задания:
заполнение таблицы, сопоставление понятий
«конфликт»
и«кризис».
Работа в группах: проектирование
советов по преодолению семейных
кризисов.
Заключительная беседа, работа с незаконченными предложениями

Раздел4.«Благополучиеиздоровьесемьи»(8ч.)
4.1 Здоровый
образ жизни
семьи

1

Здоровье человека как фактор
личностного и профессионального
успеха. Здоровый образ жизни как
фундамент благополучия семьи.
Забота о своем здоровье в юности — профилактика
возможных семейных проблем.
Составляющие здорового образа
жизни
35

Обсуждение результатов мониторинга ценностных ориентаций молодежи.
Просмотр и обсуждение м/ф «Ваше здоровье».
Беседа о здоровом образе жизни.
Выполнение практического задания:
заполнение кластера «Здоровый образ жизни».
Работа в группах: ознакомление с рекомендациями по здоровому образу жизни.
Заключительнаябеседа

4.2 Полезные
ивредные
привычки

1

Влияниевредныхпривычек
на благополучие семьи. Полезные
привычки, их влияние на
жизнедея- тельность и взаимосвязь
со здоро- вым образом жизни.
Формирование привычек. Уклад
семьи, основанный на здоровом
образе жизни

Обсуждение результатов мониторинга ценностных ориентаций молодежи.
Работасцитатами,понятием«привычка».
Беседа о формировании полезных и вредных
привычек.
Просмотри и обсуждение фрагмента х/ф
«Хоро- ший мальчик».
Работа в группах: проектирование семейных
тра- диций, способствующих формированию
здоровых привычек.
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «Иван
Царевич и табакерка».
Чтение и обсуждение фрагментов
литературных произведений. Заключительная
беседа

4.3 Основы репродуктивного
здоровья

1

Репродуктивное здоровье и его
взаимосвязь со здоровым образом жизни. Знание и понимание
угроз репродуктивному здоровью — первый шаг к
осознанному
родительству. Источники
получения знаний о
репродуктивном здоровьеи
современные возможности его
диагностики и поддержания

Чтениеиобсуждениепритчи.
Работаспонятием«репродуктивноездоровье».
Работа в группах: определение факторов, влияющих на репродуктивное здоровье; формулирование правил сохранения репродуктивного
здоровья.
Работа с фрагментом научно-популярного
текста, обсуждение.
Заключительнаябеседа

36

4.4 Психологическое здоровье
семьи

1

Психологическое здоровье, условия его сохранения: способность
адаптироваться к изменяющимся
условиям, противостоять стрессовым ситуациям, развитая
рефлексия, позитивное мышление, саморазвитие. Сохранение
семейных ценностей,
гармоничные семейные
отношения как фактор
обеспечения психологической
устойчивости семьи

Вводная беседа. Работа с иллюстративным
материалом,определениемпонятий«стресс»,
«психологическое здоровье», со справочной
информацией.
Работа в группах: определение и обсуждение
критериевпсихологическогоздоровьясемьи.
Беседа о влиянии стресса на семью, работа
со схемой «Стадии развития стресса».
Работа в группах: ознакомление с различными
способами саморегуляции.
Выполнение практического задания «Памятка
поддержания психологического здоровья
семьи».
Заключительная беседа, работа с незаконченными предложениями

4.5 Экономическое благополучие семьи

1

Экономика семьи — важная
составляющая семейной
жизни. Финансовая
грамотность — залог
финансовой стабильности и
бла- гополучия семьи.
Планирование и распределение
семейного бюджета, предупреждение возможных
рисков — важные навыки для
обеспечения психологического
благополучия семьи, поддержания
37

Просмотриобсуждениеучебногофильма
«Управлениеденьгами».
Беседа о семейном бюджете и финансовой
грамотности.
Выполнение практического задания: анализ
семейного бюджета.
Беседа о финансовых рисках. Составление
памятки «Предупреждение финансовых
рисков».
Заключительнаябеседа

здорового образа жизни

4.6 Вариативный
компонент

3

38

Раздел5.«Поддержкасемьивроссийскомобществе»(4ч.)
5.1 Семейная
политика
Российской
Федерациии
меры государственной
поддержки
семьи

1

Дети и защита семьи —
приоритет государственной
политики России.
Меры поддержки молодых
семей и семей с детьми в
Российской Федерации.
Владение навыками
пользования государственными
и социальными услугами —
элемент правовой культуры
семьи. Соци- альные и
психологические службы,
общественные и религиозные организации —ресурс помощи и
сопро- вождения семьи

Работасцитатами.
Анализнормативныхдокументов.
Беседа о мерах соцподдержки семьи со стороны
государства.
Выполнениепрактическогозадания:работа
спорталом«Госуслуги»иофициальнымсайтом
ФСС,
изучение
существующих
мер
социальной поддержки.
Выполнение практических заданий:
работас материалами о мерах поддержки
молодых семей.
Работасцитатами.
Заключительнаябеседа

5.2 Правовые
аспекты
семейной
жизни:
праваи
обязанности
членов семьи

1

Семейное право и семейное
законодательство.
Семейныйкодекс — основа
определения пра- вового статуса
семьи и ее членов. Права,
обязанности и законные интересы
членов семьи. Принципы
взаимодействия членов семьи при
осуществлении своих прав и
испол- нении обязанностей.
Правовая грамотность и ее

Работа в группах: составление таблицы
«Права и обязанности членов семьи».
Выполнение практических заданий: работа с
тек- стом «Семейное право. Права и
обязанности супругов и других членов семьи».
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «Три
богатыря и Шамаханская царица».
Беседа о возможности оформления супругами
брачного договора.
Заключительнаябеседа

39

значение в жизни современной
семьи

5.4 Вариативный
компонент

2

Общее количество
часов по
программе

34

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».