Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Пикалёво» ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол №1 от 30 августа 2024 года УТВЕРЖДЕНО Приказом № 131 от 30 августа 2024 года АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1) 2024 – 2029 г. СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (вариант 5.1) ПРОГРАММЫ Пояснительная записка 3 Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования 9 Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (вариант 5.1) ПРОГРАММЫ Программа формирования универсальных учебных действий 18 Рабочие программы учебных предметов, курсов 18 Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся 18 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 18 Программа коррекционной работы 18 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (вариант 5.1) 1. Учебный план начального общего образования ПРОГРАММЫ 25 2. План внеурочной деятельности 26 3. Календарный учебный график 27 4.Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с ТНР 27 2 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (вариант 5.1) 1.Пояснительная записка Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее -АООП НОО (вариант 5.1) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Пикалёво (далее – Школа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений. АООП НОО (вариант 5.1) разработана на основе следующих нормативных документов: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598. • Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1023. • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» АООП НОО (вариант 5.1) представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим духовнонравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное личностное направления развития обучающихся при получении начального общего образования (далее – НОО). АООП НОО (вариант 5.1) предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности, особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивает коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию обучающихся с ТНР. Цель АООП НОО (вариант 5.1): формирование у обучающихся с ТНР общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственноэстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Задачи, реализуемые при получении НОО: - становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее 3 принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; формирование желания и основ умения учиться, способности к организации своей деятельности, выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей; - создание условий для охраны и укрепления физического, психического здоровья обучающихся, формирование ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии сними; - формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде, ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям, обучение навыкам общения и сотрудничества; - обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования. Помимо реализации общих задач НОО АООП НОО (вариант 5.1) предусматривает решение специальных задач: - своевременное выявление обучающихся с трудностями в обучении; - определение особых образовательных потребностей обучающихся, обусловленных уровнем их речевого развития; - определение особенностей организации образовательной деятельности для категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой речевого нарушения развития и степенью его выраженности; - коррекция индивидуальных недостатков речевого развития, нормализация и совершенствование учебной деятельности, формирование общих способностей к учению; - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с учётом психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психологомедикопедагогической комиссии (далее - ПМПК); - реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающихся. В основу формирования АООП НОО (вариант 5.1) положены следующие принципы: - общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся; - учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - коррекционная направленность образовательной деятельности; - развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося; - онтогенетический принцип; - принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся; - принцип преемственности; 4 - принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не понятие предмета, а понятие предметной области); - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; - принцип сотрудничества с семьёй. АООП НОО (вариант 5.1.) разработана с учетом психолого-педагогической характеристики обучающихся с ТНР. Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО (вариант 5.1.) составляет 4 года. АООП НОО (вариант 5.1.) предназначается для обучающихся с фонетикофонематическим (далее – ФФН) или фонетическим недоразвитием (далее – ФН) речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма. Адаптация АООП НОО (вариант 5.1.) предполагает введение четко ориентированных, на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО (вариант 5.1.) обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР У детей с ФФН и ФН наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустикоартикуляторными признаками: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка). Определяющим признаком ФН является пониженная способность к дифференциации звуков, что негативно влияет на овладение звуковым анализом. 5 ФН характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи (искажение звуков, звукослоговой структуры слова, просодические нарушения), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Обучающиеся с общим недоразвитием речи, характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования. У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением. Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку. Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова. Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии. Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи. Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с 6 элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения. Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме. В основу реализации АООП НОО (вариант 5.1) заложены дифференцированный и деятельностный и системный подходы. Деятельностный подход обеспечивает создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, успешного усвоения системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующей ступени, социальной компетенции, составляющей основу социальной успешности. Системный подход обеспечивает воздействие на все компоненты речи при освоении содержания предметных областей, формирование речевого взаимодействия в единстве познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и других функций. Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Выделяют общие образовательные потребности для всех обучающихся с ОВЗ и особые для обучающихся с ТНР. К общим образовательным потребностям разных категорий обучающихся с ОВЗ относятся: - получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; - получение НОО в условиях Школы, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития; - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и с учениками; - психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и Школы; - постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы Школы. Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР: - выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (при необходимости совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития; - организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и 7 - - - - - - - - школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития; осуществление коррекционно-развивающего процесса через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей, специальных курсов, в процессе логопедической работы (индивидуальной/подгрупповой); создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений; обеспечение при необходимости взаимосвязь с медицинскими организациями для получения комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья; возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков обучающихся; - гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР; постоянный мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта; применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью; возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний; профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики; психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями. АООП НОО (вариант 5.1) предусматривает различные варианты специального сопровождения обучающихся данной категории: - обучение в общеобразовательном классе по АООП НОО (вариант 5.1); - организация логопедического сопровождения, коррекционно-развивающие занятия педагогов, специалистов Школы. 8 АООП НОО (вариант 5.1) содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть составляет 80%, часть, формируемая участниками образовательных отношений – 20% от общего объема. Школа знакомит родителей (законных представителей) обучающихся (участников образовательных отношений): - с документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в Школе; - с их правами и обязанностями в части формирования и реализации АООП НОО (вариант 5.1), установленными законодательством Российской Федерации. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (вариант 5.1) Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 5.1) (далее Планируемые результаты) соответствует ООП НОО Школы. Результаты освоения АООП НОО (вариант 5.1) оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Личностные результаты освоения АООП НОО (вариант 5.1) включают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающегося, включающие: - овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; - сформированность основ гражданской идентичности; - сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - патриотизм, чувство гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы; - уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; - сформированность основ российской гражданской идентичности; - воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы; - осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - сформированность уважительного отношения и иному мнению, истории и культуре других народов; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; 9 - владение этическими чувствами, доброжелательностью и эмоционально-нравственной отзывчивостью, пониманием и сопереживанием чувствам других людей; - сформированность чувства прекрасного, умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; - умение чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; - владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - умение сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей; - овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими; - развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты АООП НОО (вариант 5.1) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП основного общего образования, которые отражают: - владение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательной организации и вне её; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; - освоение способов решения задач творческого и поискового характера; сформированность умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; - умение составлять план решения учебной задачи, умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 10 - способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач; - умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - умение работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся; - умение адекватно использовать речевые средства и средства информационно коммуникативных технологий для решения различных познавательных и коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими); - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в оценке данных; - готовность конструктивно решать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета; - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на 11 электронных носителях, обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.); - овладение умениями моделирующей деятельности (работать с доступными предметными, знаковыми, графическими моделями; создавать простейшие модели); умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; умение задавать вопросы; - использование речи для регуляции своих действий; построения монологического высказывания. Предметные результаты освоения АООП НОО (вариант 5.1) соответствуют ФГОС НОО: Русский язык. Родной язык. 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка; 3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета; 4) овладение основами грамотного письма; 5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики; 6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач. Литературное чтение. Литературное чтение на родном (русском) языке: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; 3) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи; 4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения; 5) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил; 6) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про 12 себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов; 7) формирование потребности в систематическом чтении; 8) выбор с помощью взрослого интересующей литературы. Иностранный язык. (Английский): 1) приобретение начальных элементарных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; 2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; 3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Математика: 1) использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; 2) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 3) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры. Окружающий мир: 1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде; 4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми. Основы религиозных культур и светской этики: 1) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 2) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 13 3) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 4) осознание ценности человеческой жизни. Изобразительное искусство: 1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства; 3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и др.); 4) умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение; 5) овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства. Музыка: 1) формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений; 3) развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений; 4) формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров; 5) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. Технология: 1) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности; 2) формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств; 3) формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.) 14 4) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; 5) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач. Физическая культура 1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития, повышения работоспособности. 2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); 3) формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Модель выпускника начальной школы - это ученик, который овладел обязательным минимумом содержания образования, достиг уровня элементарной грамотности, а именно, сформированности опорных знаний и учебных умений в области счёта, письма и умения решать простейшие познавательные задачи; он готов, а главное, хочет учиться; - это ученик, который преодолел нарушения звукопроизносительной стороны речи, у которого отмечается значительное ослабление психоречевого дефекта; - это ученик, который овладел первым уровнем развития самостоятельной деятельности – копирующим действием; - это ученик, у которого есть потребность выполнять правила для обучающихся; он умеет различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдает порядок и дисциплину в школе и общественных местах; - это ученик, у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений в процессе организации жизнедеятельности в классе и гимназии; - это ученик, который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; - это ученик, который стремится стать сильным, быстрым, ловким и закаленным. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (вариант 5.1) дополняются требованиями к результатам освоения программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области). Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма: 1) отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука; 2) умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста; 15 3) правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи; 4) умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности; 5) минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам); 6) умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; 7) сформированность лексической системности; умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями; 8) овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование; владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию; 9) сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом; сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма); 10) позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения. Требования к результатам овладения социальной компетенцией должны отражать: 1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMSсообщение; умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей; умение принимать решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы; 2) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника; 16 3) овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи; 4) дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи; 5) дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области) конкретизируются применительно к каждому обучающемуся в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. 3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 5.1) Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 5.1) ориентирует образовательную деятельность на духовнонравственное развитие, воспитание обучающихся с ТНР; на достижение 17 планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО и курсов коррекционно-развивающей области, формирование универсальных учебных действий; обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения обучающимися с ТНР АООП НОО (вариант 5.1), позволяющий вести оценку предметных (в том числе результатов освоения коррекционно-развивающей области), метапредметных и личностных результатов; предусматривает оценку достижений, в том числе итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших АООП НОО (вариант 5.1). Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов АООП НОО (вариант 5.1) соответствует ООП НОО Школы. Особенностями системы оценки достижений планируемых результатов являются: 1) реализация системно-деятельностного подхода к оценке освоения содержания учебных предметов, коррекционных курсов, обеспечивающего способность решения учебно-практических и учебно-познавательных задач; 2) реализация уровневого подхода к разработке системы оценки достижения планируемых результатов, инструментария и представления их; 3) использование системы оценки достижения планируемых результатов, предусматривающей оценку эффективности коррекционно-развивающей работы не только в поддержке освоения АООП НОО (вариант 5.1), но и в формировании коммуникативных умений и навыков во взаимодействии со сверстниками и взрослыми; 4) критерии эффективности освоения АООП НОО (вариант 5.1) устанавливаются не в сопоставлении с общими нормативами, а исходя из достижения оптимальных (лучших для данного обучающегося в данных конкретных условиях) успехов, которые могут быть достигнуты при правильной организации обучения. Объектом оценки результатов программы коррекционной работы служит достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося с ТНР при реализации вариативных форм логопедического воздействия, с сохранением базового объема знаний и умений в области общеобразовательной подготовки. В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП НОО Школы, может использоваться метод экспертной оценки (заключения специалистов ПМПК), на основе мнений группы специалистов, работающих с ребенком. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (вариант 5.1) 1. Программа формирования универсальных учебных действий АООП НОО (вариант 5.1) соответствует ООП НОО Школы. 2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности АООП НОО (вариант 5.1) соответствуют ООП НОО Школы. 3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся АООП НОО (вариант 5.1) соответствует ООП НОО Школы. 4. 18 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни АООП НОО (вариант 5.1) соответствует ООП НОО Школы. 5. Программа коррекционной работы. Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной поддержки (сопровождения) освоения АООП НОО (вариант 5.1). Программа коррекционной работы разработана на основе следующих нормативных документов: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598. • Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1023. • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности. Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты специального сопровождения детей с ТНР: - обучение в общеобразовательном классе по АООП НОО (вариант 5.1); - организация логопедического сопровождения, коррекционно-развивающие занятия педагогов, специалистов Школы. Программа коррекционной работы реализуется в ходе всей учебной деятельности: через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный и дифференцированный подход, развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению); в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (по оказанию коррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения, коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям); в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся; степень участия специалистов сопровождения варьируется по необходимости. 19 Целью программы коррекционной работы является комплексное психологомедикопедагогическое сопровождение процесса освоения АООП НОО (вариант 5.1) на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной деятельности, позволяющего учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (ТНР), в том числе детей – инвалидов. Задачи программы: - своевременное выявление детей с ТНР; - определение особых образовательных потребностей детей с ТНР; - определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; - создание условий, способствующих освоению обучающимися с ТНР АООП НОО (вариант 5.1), их интеграции в Школе; - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи рассматриваемой категории обучающихся с учётом особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей; - организация индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического воздействия (занятий) по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексикограмматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ТНР; - разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости); - реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: - принцип соблюдения интересов обучающегося – специалист призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах; - принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений обучающихся с ОВЗ, то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности; - принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению; 20 - принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии; - принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы). Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной категории обучающихся с ОВЗ определяется в соответствии с рекомендациями ПМПК. Этапы реализации программы коррекционной работы: 1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результат: оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программнометодического обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации. 2. Этап планирования, организации, координации (организационноисполнительская деятельность). Результат: организация образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности, а также процесса специального сопровождения детей указанной категории обучающихся с ОВЗ при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. 3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционноразвивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка. 4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результат: внесение необходимых изменений в образовательную деятельность и процесс сопровождения детей указанной категории обучающихся с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. Программа коррекционной работы Школы включает направления, которые отражают её содержание: диагностическая работа; коррекционно-развивающая работа; консультативная работа; информационнопросветительская работа. 21 взаимосвязанные Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с ТНР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Школы. Диагностическая работа включает: раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в Школе) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов Школы; определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося указанной категории обучающихся с ОВЗ, выявление его резервных возможностей; изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося указанной категории обучающихся с ОВЗ; системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории обучающихся с ОВЗ (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Коррекционно-развивающая работа включает: выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с ОВЗ с коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционноразвивающих занятий специалистов); системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; коррекцию и развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории обучающихся с ОВЗ и психокоррекцию его поведения; социальную защиту указанной категории обучающихся с ОВЗ в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения указанной категории обучающихся с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Консультативная работа включает: выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям 22 работы с обучающимся, единых для всех участников образовательной деятельности; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с обучающимся; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательных отношений обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Информационно-просветительская работа предусматривает: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам вопросов, связанных с особенностями образовательной деятельности и сопровождения обучающихся с ОВЗ; проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся с ОВЗ. Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной поддержке) указанной категории обучающихся с ОВЗ в Школе обеспечивается наличием специалистов разного профиля (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога) и ПМПК, которые входят в его постоянный состав. Школьный ПМПК является основным механизмом взаимодействия специалистов. Персональный состав ПМПК утверждается приказом директора Школы. Основные требования к условиям реализации программы: психолого-педагогическое обеспечение; программно-методическое обеспечение; кадровое обеспечение; материальнотехническое обеспечение. План реализации программы коррекционной работы Цель Содержание деятельности Формы и методы работы Сроки Ответственный Сентябрь Специалисты Диагностическое направление Своевременное выявление обучающихся с ОВЗ для создания специальных Выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями 23 Стартовая диагностика, обследование условий получения образования Направление на ПМПК Подготовка необходимой документации Сентябрь, май и/или по необходимости Специалисты, классный руководитель Мониторинг динамики развития обучающихся, успешности освоения программы обучения Анализ результатов деятельности обучающихся, успеваемости По итогам 1,2 полугодия в рамках ПМПк Специалисты, учителя, ведущие коррекционные занятия, классный руководитель Проектирование и корректировка коррекционных мероприятий Анализ результатов обследования Сентябрь, май и/или по необходимости Специалисты, учителя Коррекционно-развивающее направление Организация мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, Составление программы Программа сопровождения сопровождения обучающегося (перечень курсов коррекционноразвивающей области) коррекции недостатков устной речи, профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, освоению базового содержания Разработка групповых и Программы индивидуальных занятий коррекционных программ (курсов коррекционноразвивающей области) в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся Проведение Занятия индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения образования Сентябрь Сентябрь Специалисты, учителя В течение учебного года в соответствии с учебным планом (обязательные курсы коррекционноразвивающих занятий) Социальное Занятия, сопровождение наблюдение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах Консультативное направление 24 Специалисты, учителя Специалисты, учителя Социальный педагог Непрерывность специального сопровождения Выработка совместных Ознакомление с Сентябрь обоснованных рекомендациями и/или по рекомендаций по по результатам необходимости основным направлениям диагностики, обследования работы с обучающимся, единых для всех участников образовательных отношений Консультирование специалистами педагогов По запросам В течение учебного года Специалисты, учителя Специалисты, учителя Психолого-педагогическое обеспечение - обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; - обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательной деятельности; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной деятельности, повышения его эффективности, доступности); - обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности указанной категории обучающихся с ОВЗ; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях); - обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм); - обеспечение участия указанной категории обучающихся с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий; - развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития. Программно-методическое обеспечение В процессе реализации Программы коррекционной работы используются: 25 - адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования; - коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционноразвивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда; - в случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану - использование адаптированных образовательных программ. Кадровое обеспечение Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую профессиональной подготовку. Уровень квалификации работников Школы соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива Школы. Для этого обеспечено повышение квалификации работников школы, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы: наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом (1); - наличие кабинета для логопедических занятий (3). Информационное обеспечение Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды. Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ОВЗ, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации (электронному журналу, сайту школы) Планируемые результаты Программы коррекционной работы Развивающий и коррекционный эффект программы проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях на других занятиях. К концу года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации, формируется произвольность, улучшаются познавательные процессы, речь, развиваются такие качества как 26 коммуникативность, умение понимать себя и других, сотрудничать, не конфликтовать. Дети становятся менее застенчивыми и менее тревожными. Формируются навыки социального поведения и способность к эмпатии. Параллельно с коррекцией речи происходит коррекция личности. Компенсируются психологические и физические недостатки, происходит социализация личности ребёнка, что позволит ребенку освоить ООП НОО на базовом уровне. Результаты внедрения программы коррекционной работы отслеживаются через систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, которая предполагает комплексный подход к оценке результатов образования. Ведется оценка достижений обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Результатом коррекционной работы является достижение ребенком с ТНР планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 5.1) Школы. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (вариант 5.1) 1.Учебный план АООП НОО (вариант 5.1) Учебный план АООП НОО (вариант 5.1) (обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО Школы. 2.План внеурочной деятельности АООП НОО (вариант 5.1) План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 5.1) начального общего образования и обеспечивает реализацию индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей). Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в объеме до 10 часов в неделю по следующим направлениям: • спортивно-оздоровительное; • общекультурное; • общеинтеллектуальное; • духовно-нравственное; • социальное. Для обучающихся с ТНР обязательной частью внеурочной деятельности является коррекционно-развивающая область. Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания АООП НОО (вариант 5.1), обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые 27 на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе рекомендаций ПМПК. Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционноразвивающую область, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционноразвивающую область, АООП НОО (вариант 5.1) определяет Школа. Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционноразвивающую область (до 5 часов в неделю), составляет до 1350 часов за четыре года обучения. 3. Календарный учебный график АООП НОО (вариант 5.1) Календарный учебный график АООП НОО (вариант 5.1) соответствуют календарному учебному графику ООП НОО Школы. 4.Система условий реализации АООП НОО (вариант 5.1) Организационно-содержательные условия В рамках школьного методического объединения учителей начальных классов на заседаниях рассматриваются различные вопросы реализации АООП НОО (вариант 5.1), работа по самообразованию педагогов планируется с учетом необходимости реализации коррекционной направленности учебно-воспитательной деятельности. Проводятся семинары для учителей начальных классов, в рамках которых учителя дают открытие уроки по разным учебным предметам с использованием личностноориентированного, деятельностного, дифференцированного подходов в обучении, ИКТ технологий. Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности. Данная модель наиболее соответствует возможностям Школы: в ее реализации могут принимать участие все педагогические работники учреждения (учителя, учителя-логопед, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели группы продлённого дня и др.), происходит оптимизация внутренних ресурсов школы. Кадровые условия Школа укомплектована квалифицированными кадрами для реализации AООП НОО обучающихся с ОВЗ. Уровень квалификации работников школы для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности и квалификационным категориям. Непрерывность профессионального развития работников школы, реализующей АООП НОО обучающихся с ОВЗ, обеспечивается освоением ее работниками дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. 28 Для реализации и решения задач, определенных АООП начального общего образования, школа укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию, способными к инновационной профессиональной деятельности: Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений на уровне начального общего образования в рамках школьного ПМПК, в постоянный состав которого входят учитель-логопед, педагогпсихолог, социальный педагог. Организовано взаимодействие со специалистами территориального ПМПК. Информационные условия Особенности организации учебной деятельности в классах АООП НОО (вариант 5.1) размещаются на сайте Школы; являются обязательными вопросами на проводимых в течение года общешкольных родительских собраний для будущих первоклассников, а также на классных родительских собраниях. Финансовые условия Финансовое обеспечение реализации образовательной программы начального общего образования опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования. Объем действующих расходных обязательств отражается в государственном задании образовательной организации. Государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения). Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования в общеобразовательных организациях осуществляется в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Норматив затрат на реализацию образовательной программы основного общего образования – гарантированный минимально допустимый объем финансовых средств в год в расчете на одного обучающегося, необходимый для реализации образовательной программы основного общего образования, включая: - расходы на оплату труда работников, реализующих образовательную программу основного общего образования; - расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек; - прочие расходы (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых из местных бюджетов). Нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому виду и направленности образовательных программ, с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных 29 законодательством особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено законодательством. Органы местного самоуправления вправе осуществлять за счет средств местных бюджетов финансовое обеспечение предоставления начального общего образования муниципальными общеобразовательными организациями в части расходов на оплату труда работников, реализующих образовательную программу начального общего образования, расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек сверх норматива финансового обеспечения, определенного субъектом Российской Федерации. В соответствии с расходными обязательствами органов местного самоуправления по организации предоставления общего образования в расходы местных бюджетов могут также включаться расходы, связанные с организацией подвоза обучающихся к образовательным организациям и развитием сетевого взаимодействия для реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ образования. Формирование фонда оплаты труда образовательной организации осуществляется в пределах объема средств образовательной организации на текущий финансовый год, установленного в соответствии с нормативами финансового обеспечения, определенными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, количеством обучающихся, соответствующими поправочными коэффициентами (при их наличии) и локальным нормативным актом образовательной организации, устанавливающим положение об оплате труда работников образовательной организации. Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются локальными нормативными актами образовательной организации. В локальных нормативных актах о стимулирующих выплатах должны быть определены критерии и показатели результативности и качества деятельности и результатов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения образовательной программы начального общего образования. В них включаются: динамика учебных достижений обучающихся, активность их участия во внеурочной деятельности; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих; участие в методической работе, распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства и др. Образовательная организация самостоятельно определяет: - соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда; - соотношение фонда оплаты труда руководящего, педагогического, инженернотехнического, административно-хозяйственного, производственного, учебновспомогательного и иного персонала; - соотношение общей и специальной частей внутри базовой части фонда оплаты труда; порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными правовыми актами. В распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учитывается мнение коллегиальных органов управления образовательной организации (например, 30 Общественного совета образовательной организации), выборного органа первичной профсоюзной организации. Финансовое обеспечение оказания государственных услуг осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных организации на очередной финансовый год. 31