Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Пикалёво ПРИНЯТО Педагогический совет протокол №13 от 30 августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО приказ № 130 от 30 августа 2024 г. (приложение № 6) Рабочая программа курса по выбору «Основы военных знаний» 5а класс Программу разработал: Кубасов А.И., преподаватель-организатор ОБЗР 2024 1 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа курса по выбору «Основы начальной военной подготовки» разработана в соответствии с документами: – «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022): Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 24.09.2022); – «О статусе военнослужащих»: Федеральный закон от 27.05.1998 № 76ФЗ (ред. от 05.12.2022); – «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 09.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022 с изменениями и дополнениями); – «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») : Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 31.07.2022); – «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» : приказ Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010; – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» : приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (ред. от 18.07.2022); – Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Приложение к письму Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672). 2 Актуальность курса. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В настоящее время стране нужна общая, объединяющая идея, и она уже есть. По мнению Президента РФ В.В. Путина, «у нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Патриотизм как объединяющее звено выбрал коллективный разум народа, и именно эта идея не позволит в очередной раз разрушить наше государство. Патриотизм – это и есть национальная идея, которая должна объединять страну». Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества. Россия – великая держава с богатейшими традициями, мощной армией и флотом. Вооружённые Силы РФ с честью выполняют свой долг в мирное и военное время, в труде и бою добывают славу нашему Отечеству. Специфика военных профессий как нельзя лучше позволяет учесть тягу детей к необычному и романтическому. Это предоставляет возможность юному гражданину выбрать жизненный путь, позволяющий наиболее полно реализовать себя на общественно-полезном поприще служения Родине. Именно военно-патриотическое воспитание, воспитание гражданской ответственности, патриотических чувств, формирование понимания и осознания исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни страны должно стать приоритетным направлением воспитательной работы в общеобразовательных организациях островного региона. 3 Цель программы: формирование социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувствами национальной гордости, любви к Отечеству и готовностью к его защите посредством создания целостного представления о службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, освоения знаний и умений по основам начальной военной подготовки. Задачи программы: Обучающие: – познакомить учащихся с наиболее яркими страницами истории развития армии и флота в России, на основе этого способствовать воспитанию из них граждан – патриотов; – обучить практическим умениям и навыкам из области воинских профессий: основам огневой, тактической, строевой, туристской и медицинской подготовки. Развивающие: – развивать способности применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности и жизненных ситуациях. Воспитательные: – утвердить в сознании и чувствах молодежи патриотические взгляды и убеждения, уважения к культурному и историческому наследию России; – формировать у обучающихся убежденность сознательной готовности к защите Родины, ответственное отношение к военной службе. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы начальной военной подготовки» рассчитана на изучение в 8 классе в течение 34 часов учебного времени в год из расчета 1 час в неделю. Длительность одного учебного часа составляет 40-45 минут. При необходимости в течение одного дня занятия могут быть сдвоенными с кратковременным перерывом на отдых. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; 4 – социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов; – готовность к служению Отечеству, его защите. Метапредметные результаты: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: – выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); – с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; – выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; – выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; – делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии. 2) базовые исследовательские действия: – формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; – самостоятельно формулировать обобщения и выводы. 3) работа с информацией: – применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; – выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; 5 – эффективно запоминать и систематизировать информацию. 6 Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: – воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; – в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения. 2) совместная деятельность: – понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; – уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения; – планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы; – выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; – сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: – выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; – ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); 7 – составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; – делать выбор и брать ответственность за решение. 2) самоконтроль: – владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; – учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; – оценивать соответствие результата цели и условиям. Предметные результаты По общественно-государственной подготовке: – знать назначение и организационную структуру ВС РФ, виды ВС РФ и рода войск (силы и средства флота); сущность и значение военной присяги, государственного флага и боевого знамени воинской части; – знать дни воинской славы России, значение государственных наград; сущность и особенности воинского коллектива; основные качества защитника Родины. По Уставам Вооруженных Сил Российской Федерации: – знать общие обязанности военнослужащих, обязанности солдата; воинские звания и знаки различия; порядок выполнения воинского приветствия, правила воинской вежливости и поведения. По основам выживания: – знать, как правильно действовать при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды. По военной топографии: – определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и признакам местных предметов; 8 – работать с картой на местности (определять расстояния, направления, свое местоположение и положения обнаруженных целей). По военно-медицинской подготовке: – применять штатные средства оказания первой доврачебной помощи; останавливать артериальные кровотечения при помощи жгута и других подручных средств; накладывать повязки при различных видах ранений. По основам радиационной, химической и биологической защиты: – знать основные поражающие факторы ядерного, химического и биологического оружия; назначение, устройство и правила пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты; – осуществлять подбор лицевой части противогаза, осуществлять проверку его исправности; правильно надевать, снимать, укладывать и переносить средства индивидуальной защиты (противогаз и общевойсковой защитный костюм ОЗК). По строевой подготовке: – знать элементы строя и обязанности солдата перед построением и в строю, порядок выполнения строевых приемов; – выполнять одиночные строевые приемы без оружия и с оружием, слаженно действовать в составе подразделения. По огневой подготовке: – знать меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при проведении стрельб из пневматического оружия; правила поведения в тире, на стрельбище и полигоне; – знать назначение и боевые свойства автомата Калашникова; назначение и устройство частей и механизмов автомата, боеприпасы к стрелковому оружию; порядок осмотра и подготовки автомата и патронов к стрельбе; – знать назначение и боевые свойства ручных гранат; меры безопасности при обращении с ручными гранатами; – уметь быстро и правильно изготавливаться к стрельбе из различных положений, заряжать оружие, осуществлять производство стрельбы, разря9 жать и осматривать оружие после стрельбы; – снаряжать магазин патронами; осуществлять неполную разборку и сборку автомата Калашникова; – выполнять упражнения учебных стрельб; – точно метать ручные гранаты из различных положений. Формы проведения занятий, методы обучения, виды контроля Формы проведения занятий: – теоретические занятия; – практические занятия; – учебно-тренировочные занятия; – игры; – соревнования; – смотр-конкурс; – презентация; – уроки мужества. Средства реализации программы: – демонстрационные и раздаточные; – визуальные, аудийные, аудиовизуальные; – естественные и искусственные; – реальные и виртуальные. Для отслеживания результативности образовательного процесса могут использоваться следующие виды контроля знаний и умений: – начальный контроль; – текущий контроль (в течение всего учебного года); – промежуточный контроль; – итоговый контроль. Освоение материала проверяется с помощью теоретических и практических тестов (контрольных нормативов), представленных в учебном пособии «Основы военной службы. Тестовые задания и рекомендации по контролю 10 знаний» (Тупикин Е.И., Смирнов А.Т., 2008) и в приложении 1-2. Тематическое планирование № раздела, занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование модуля и темы занятия Общественно-государственная подготовка Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации Основы строевой подготовки Основы огневой подготовки Основы выживания Основы военной топографии Основы военно-медицинской подготовки Основы радиационной, химической и биологической защиты 9 Физическая подготовка Всего часов Кол-во часов 5 4 7 6 3 2 2 3 2 34 11 II. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел I. Общественно-государственная подготовка (5 ч) Тема. Вооруженные Силы РФ – основа обороны России Виды ВС РФ и рода войск (силы и средства флота). Эмблемы и нарукавные эмблемы. Воинские звания и знаки различия военнослужащих Вооруженных Сил РФ. Расположение знаков, нашивок, эмблем на полевой, повседневной и парадной форме одежды. Сущность современного общевойскового боя, силы и средства основные принципы его ведения. Основные виды боя. Тема. История создания Армии России История создания Армии России. Военные учебные заведения. Дни воинской славы России. Праздники в честь Вооруженных Сил. Тема. Ратные подвиги защитников Отечества История военной школы России. Офицерский корпус Вооруженных Сил Российского Государства и его роль в Вооруженных Силах. Традиции. Верность знамени. Зарождение корпуса младших командиров. Подготовка младших командиров. Ратные подвиги защитников Отечества. Выдающиеся военные ученые и конструкторы России. Русские оружейники. Винтовка Мосина. Стрелковое оружие. В.Ф. Токарев. ППШ и ППС – простота и надежность. Автомат Калашникова. Пушечных дел мастера. Ракетный щит Родины. Конструкторы танков и авиаконструкторы. Морская мощь России. Современное вооружение. Раздел 2. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации (4 ч) Тема. Особенности военной службы. Воинская обязанность Военная служба – особый вид государственной службы. Сущность и значение военной присяги и боевого знамени воинской части. Основные понятия. Правовые основы воинской обязанности. Воинский учет, его организация и предназначение. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. 12 Тема. Устав внутренней службы ВС РФ и Дисциплинарный устав ВС РФ Воинские звания и знаки различия в ВС РФ. Единоначалие. Командиры (начальники, старшие) и подчиненные (младшие). Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Воинское приветствие. О воинской вежливости. Воинская дисциплина, её сущность и значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины. Виды ответственности военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий. Раздел 3. Основы строевой подготовки (7 ч) Тема. Строевые приемы и движения без оружия История парадов в мире и России. Знаменитые воинские парады. Строи и их виды. Обязанности солдат перед построением и в строю. Предварительная и исполнительные команды. Строевая стойка. Выполнение команд: «становись», «равняйсь», «смирно», «вольно», «разойдись», «заправиться», «отставить», «головные уборы – снять (надеть)», «по порядку (на первый-второй) рассчитайсь». Движение строевым и походным шагом. Выполнение команд на изменение скорости и темпа движения. Повороты на месте и в движении. Отдание воинского приветствия на месте и в движении, в головном уборе и без него. Выход из строя. Подход к начальнику и возвращение в строй. Движение в составе отделения, взвода строевым и походным шагом. Повороты в движении в составе отделения. Перестроение из колонны по два в колонну по три в движении. Размыкание и смыкание строя. Выполнение команды в одношереножном и двухшереножном строю. Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный, трехшереножный и обратно. 13 Раздел 4. Основы огневой подготовки (6 ч) Тема. Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и обращении с оружием и боеприпасами Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при проведении стрельб из пневматического оружия; правила поведения в тире. Тема. Основы и правила стрельбы, материальная часть пневматической винтовки Полет пули в воздухе. Образование траектории. Пробивное (убойное) действие пули. Рассевание. Подбор пуль для пневматической винтовки. Назначение и боевые свойства пневматической винтовки. Принципы работы механизмов пневматического оружия. Устранение основных неисправностей. Тема. Автомат АК-74 и его модификации Автомат Калашникова во всех его модификациях. Последовательность неполной сборки и разборки автомата. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов. Подготовка АК к стрельбе. Неполная разборка и сборка АК. Возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их устранения. Снаряжение магазина патронами и заряжание автомата. Тема. Техника стрельбы из пневматической винтовки Подготовка винтовки к стрельбе и стрельба из пневматической винтовки. Подготовка упора для стрельбы сидя. Виды изготовок для стрельбы из винтовки лежа, сидя, стоя. Выполнение стрельб из пневматической винтовки. Тема. Материальная часть и технические характеристики ручных гранат Назначение и боевые свойства ручных наступательных и оборонительных гранат. Устройство гранат и запалов к ним, подготовка гранат к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. Метание гранат (на точность, на дальность). 14 Раздел 5. Основы выживания (3 ч) Тема. Выживание в экстремальных условиях Особенности климатогеографических и гелиофизических факторов в Сахалинской области. Передвижение, укрытие в районах с холодным климатом. Вода, пища, костер. Тема. Варианты простейших укрытий Варианты укрытий и их особенности. Типы сооружений, которые можно создавать для временного пребывания зимой и летом, способы постройки простейших укрытий и природные заготовки «строительного материала». Основы инженерных решений. Тема. Самоспасение Способы добывания, фильтрации и обеззараживания воды. Виды костров, подготовка и разведение. Носимый аварийный запас (НАЗ): примерный набор, варианты. Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях и способы быстрой адаптации к условиям враждебной среды. Преодоление страха как основное условие способности к адекватному действию. Факторы, усложняющие положение человека в экстремальной ситуации. Способы минимизации их вредного воздействия. Основные факторы, повышающие шансы на выживание человека в критических ситуациях: готовность к действию в чрезвычайных условиях, воля к жизни, знание основ самоспасения, навыки практического выживания, наличие аварийных наборов и комплектов, физическая подготовка, правильная организация спасения. Раздел 6. Основы военной топографии (2 ч) Тема. Предмет и задачи военной топографии Местность и ее значение в бою. Тактические свойства местности, основные ее разновидности и влияние на боевые действия войск. Понятие о топо- 15 графической карте. Масштаб карты. Географическая система координат. Чтение топографических карт. Определение расстояний и рельефа местности по карте. Движение по азимутам. Тема 6.2. Ориентирование на местности без карты Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности. Определение направлений на стороны горизонта по компасу, небесным светилам, признакам местных предметов. Определение своего местоположения относительно окружающих местных предметов. Выбор и использование ориентиров. Раздел 7. Основы военно-медицинской подготовки (2 ч) Тема. Правила оказания первой доврачебной помощи при ранениях Раневой процесс и его влияние на способы оказания первой помощи. Отёк, его развитие и значение отёка, возможные осложнения. Понятия асептики и антисептики. Правила обработки ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Тема. Индивидуальные и коллективные медицинские средства защиты и оказания помощи Аптечка индивидуальная, аптечка войсковая, пакет перевязочный индивидуальный, пакет противохимический индивидуальный. Состав, предназначение. Раздел 8. Основы радиационной, химической и биологической защиты (3 ч) Тема. Цель, задачи и мероприятия радиационной, химической и биологической защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов Предназначение, основные задачи и мероприятия радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ). Средства защиты органов дыхания: 16 фильтрующий противогаз (назначение, устройство, защитные свойства; подгонка, сборка и укладка; порядок пользования, хранение), назначение, устройство, подгонка и порядок применения респиратора. Средства защиты кожных покровов человека: общевойсковой защитный комплект, его назначение, состав, защитные свойства; подгонка защитных чулок и плаща; порядок пользования; укладка и переноска. Тема. Средства индивидуальной и коллективной защиты личного состава (1 ч) Правила пользования противогазом, респиратором и средствами защиты органов дыхания от окиси углерода. Раздел 8. Физическая подготовка (2 ч) Развитие силовых способностей и силовой выносливости. Подтягивания, упражнения в висах и упорах. Лазанье по канату, шесту, гимнастической лестнице 17 III. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ Литература 1. Основы подготовки к военной службе : методич. материалы и документы : кн. для учителя / сост.: В. А. Васнев, С. А. Чиненный. – Москва: Просвещение, 2003. – 190 с. – Текст : непосредственный. 2. Смирнов, А. Т. Основы военной службы : учеб. пособие / А. Т. Смирнов, В. А. Васнев. – Москва : Дрофа, 2004. – 240 с.: ил. – Текст : непосредственный. 3. Современная начальная военная подготовка : учебно-методич. материалы / К. В. Даурцев, М. И. Дружинин, Д. В. Коринный [и др.]. – Москва : ВымпелКаскад, 2018. – 551 с. – Текст : непосредственный. 4. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл. Учеб. для общеобразовательных учр./ Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П. и др.-1-е изд.-М.: Издательство АСТ, 1999. 18 Электронные ресурсы 1. Учебный центр : База знаний по военным дисциплинам : [сайт]. – URL: https://uchebniy-center.ru/ (дата обращения: 14.12.2022). – Текст. Изображение : электронные. 2. Швец, С. В. Геодезия. Топографические карты : учеб. пособие / С. В. Швец, В. В. Таран. – Mосква : МИИГАиК, 2015. – 64 с. – URL: https://www.miigaik.ru/upload/iblock/56a/56a895d28e0b96ebe6353337e5e69070. pdf (дата обращения: 14.12.2022). – Текст : электронный. 3. Shooting-UA. Учимся стрелять: методика и техника подготовки стрелка : [сайт]. – URL: https://shooting-ua.com/control_On-Line.htm (дата обращения: 14.12.2022). – Текст. Изображение : электронные. 4. Weapons-world.ru: энциклопедия вооружения «Мир оружия» : [сайт]. – URL: http://weapons-world.ru/ (дата обращения: 14.12.2022). – Текст. Изображение : электронные. 19 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ IV. № п/п Наименование оборудования Количество 1 Макет массо-габаритный (ММГ) учебный автомат Калашникова АК-74, магазины, патроны 4 2 Учебная граната (Ф-1, РГД-5) 2 3 Гранаты для метания для выполнения норм ГТО 4 4 Пневматическая винтовка 4 5 Пули для пневматической винтовки 6 Пневматический пистолет 7 Пули для пневматического пистолета 500 9 Фильтрующий противогаз 25 10 Аптечка индивидуальная 2 11 Пакет перевязочный индивидуальный (ИПП) 1 12 Жгут медицинский, бинты стерильные 3 13 Бинт стерильный для перевязки 10 14 Мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, колонки) 1 700 1 20 Приложение 1 Неполная разборка-сборка автомата АК-74 Тест 1. Неполная разборка автомата АК-74 Рекомендации к выполнению контрольного норматива: Оружие на подстилке, инструмент наготове. Участник находится у оружия. Время отсчитывается от команды: «К неполной разборке оружия приступить» до доклада обучаемого: «Готово». Порядок неполной разборки автомата: 1. Отделить магазин. 2. Проверить, нет ли патрона в патроннике. 3. Вынуть пенал с принадлежностями из гнезда приклада. 4. Отделить шомпол. 5. Отделить дульный тормоз - компенсатор. 6. Отделить крышку ствольной коробки. 7. Отделить возвратный механизм. 8. Отделить затворную раму с затвором. 9. Отделить затвор от затворной рамы. 10. Отделить газовую трубку со ствольной накладкой. Критерии оценивания: № п/п Оценка 1. 2. 3. 5 4 3 Время выполнения норматива 15 с. 17 с. 19 с. Тест 2. Сборка автомата АК-74 после неполной разборки Рекомендации к выполнению контрольного норматива: Сборка оружия после неполной разборки: оружие разобрано, части и механизмы аккуратно разложены на подстилке, инструмент наготове. Участник 21 находится у оружия. Время отсчитывается от команды: «К сборке оружия приступить» до доклада обучаемого: «Готово». Сборка автомата после неполной разборки производится в обратной последовательности. Критерии оценивания: № п/п Оценка 1. 2. 3. 5 4 3 Время выполнения норматива 25 с. 27 с. 32 с. Тест 3. Снаряжение магазина к АК-74 патронами Рекомендации к выполнению контрольного норматива: Обучаемый находится перед подстилкой, на которой разложены магазины, учебные патроны. Время отсчитывается от команды руководителя: «К снаряжению магазина приступить» до доклада обучаемого: «Готово». Критерии оценивания: № п/п 1. 2. 3. Оценка 5 4 3 Время выполнения норматива 33 с. 38 с. 43 с. 22 Приложение 2 Выполнение норматива по РХБЗ Тест 1. Надевание общевойскового защитного комплекта и противогаза Рекомендации к выполнению контрольного норматива: По команде руководителя «Защитный костюм надеть! Газы!» участники начинают надевать ОЗК в виде комбинезона и противогаз. ОЗК находится в походном положении. Противогаз в противогазной сумке. Сумка надета на участника конкурса. Отсчет времени начинается после команды судьи: «Защитный костюм надеть! Газы!». Порядок выполнения норматива: – снять сумку с противогазом, снаряжение; – надеть чулки, застегнуть хлястики и завязать тесьму на брючном ремне; – надеть плащ в рукава; – продеть концы держателей в рамки внизу плаща и закрепить в рамках держателей; – застегнуть центральные отверстия на центральный шпенёк сначала правой, а затем левой полой плаща и закрепить их закрепкой; – застегнуть полы плаща на шпеньки так, чтобы левая пола обхватывала левую ногу, а правая - правую; – держатели трех шпеньков, расположенные ниже центрального шпенька, закрепить закрепками; – застегнуть боковые хлястики плаща на шпеньки, обернув их предварительно вокруг ног под коленями; – застегнуть полы плаща, оставив незастёгнутыми два верхних шпенька; 23 – надеть поверх плаща сумку для противогаза. Перевести в «боевое» по- ложение противогаз; – надеть противогаз; – надеть капюшон плаща на защитную шлем-маску противогаза, застег- нуть два верхних шпенька; – завернуть рукава плаща, достать из чехла и надеть перчатки; опустить низки рукавов плаща на краги перчаток, надеть петли на большие пальцы; – сделать шаг в перед, поднять руку вверх. Снимаются средства индивидуальной защиты только по команде судьи: «Защитный комплект снять!». Критерии оценивания: № п/п Баллы 1. 10 баллов 4 мин 35 секунд 2. 8 баллов 5 мин 3. 6 баллов 6 мин 4. 5. 6. 7. 8. Время выполнения норматива Ошибки, снижающие оценку на один балл надевание защитных чулок – 1 балл производилось с застегнутыми хлястиками неправильно застегнуты борта плата или – 1 балл неполностью надеты чулки не закреплены закрепками держатели – 1 балл шпеньков или не застегнуты два шпенька при надевании плаща в виде комбинезона – 1 балл снаряжение и противо- газ не надеты поверх защиты – 1 балл неправильное снятие средств индивидуальной защиты Ошибки, при которых норматив считается невыполненным 9. 10. 11. при надевании повреждены средства защиты допущено образование таких складок или перекосов, при которых наружный воздух может проникнуть под шлем-маску неполностью ввернута (навинчена) противогазовая коробка (дополнительный патрон, гайка соединительной трубки) 24