Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Пикалево Обсужден на педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2024года УТВЕРЖДЕН Приказом №130 от 30.08.2024 Приложение № 5 к АООП ООО для детей с ЗПР Учебный план основного общего образования на 2024-2025 учебный год (для классов с обучающимися с ОВЗ) Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования 5в, 6б классов (для обучающихся с ОВЗ) (5-дневная неделя) Учебный план определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Учебный план является неотъемлемой частью организационного раздела основной общеобразовательной программы основного общего образования и механизмом ее реализации. Учебный план разработан на основе следующих нормативных правовых актов, действующих в сфере образования и зафиксированных Уставом образовательной организации: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ; - Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Министерства Просвещения от 18.05.2023 года № 370 (далее – ФОП ООО); - Федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года №287 (далее – обновленный ФГОС ООО), - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 с изменениями и дополнениями (далее – ФГОС ООО); - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями); - Санитарные правила 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобнауки России от 25 мая 2015 года № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», от 01.09.2016 года № 08-96 «О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования»; инструктивно-методическое письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 21.08.2023 года №19-32413/2023 «Об организации деятельности в 2023/2024 учебном году». Учебный план для 5в, 6б классов разработан на основе ФОП ООО и обновленного ФГОС ООО. Учебный план сохраняет структуру, образовательные области и предельно допустимую, аудиторную учебную нагрузку при 5-ти дневной рабочей неделе. Состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, составляет 70% к 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования. Обязательная часть реализует Федеральный государственный образовательный стандарт, который обеспечивает овладение обучающимися необходимым минимумом универсальных учебных действий. Обязательная часть представлена предметными областями: «Русский язык и литература», «Иностранные языки», «Математика и информатика», «Общественно-научные предметы», «Естественно-научные предметы», «Искусство», «Труд (технология)», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». Часть, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает время на учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов, на занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана, используется на увеличение учебных часов в 5в классе – по русскому языку, литературе, иностранному языку (английскому), истории, труду (технологии) физической культуре, 6б классе - по русскому языку, литературе, иностранному языку (английскому), истории, математике, труду (технологии) физической культуре. Из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений выделен в 5в классе 1 недельный час на предмет «Физическая культура» в целях формирования разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха, формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В обязательную часть учебного плана основного общего образования входят следующие отдельные учебные предметы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Ленинградской области: 1 час в неделю в 5б классе «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Курс по выбору «За страницами учебника литературы» в 5в классе - по 0,5 недельного часа в 5в классе. Данный курс по выбору направлен на формирование читательской грамотности обучающихся. Задачи курса: развивать читательскую мотивацию школьников; формировать читательскую компетентность; развивать способности эстетического восприятия и оценки художественного произведения; способствовать становлению гармоничной личности; воспитывать гражданина, патриота своего Отечества, обладающего гуманистическим мировоззрением и национальным самосознанием. Курс по выбору «Математическая головоломка» в 5в классе - 0,5 недельного часа. Данный курс по выбору направлен на формирование математической грамотности у обучающихся 5в класса посредством решении практико-ориентированных задач. Задачи курса: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики и решать их, используя математические факты и методы. В целях более успешного продвижения в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях вводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия для обучающихся. Коррекционная направленность образования реализуется через применение специальных здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания. Она включает: специальные занятия по коррекции отклонений в психофизическом развитии обучающихся и восполнению пробелов в знаниях, которые проводятся по расписанию вне сетки обязательных учебных часов после уроков (продолжительность занятий с одним учеником (или группой) 15-25 минут, отметки на коррекционных занятиях не выставляются); индивидуальные логопедические занятия для учащихся, имеющих речевые нарушения, они проводятся во второй половине дня по особому расписанию вне сетки обязательных учебных часов. Индивидуально-групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Указанное количество недельных часов (5 часов), отводимых на эти занятия в классе, не входят в обязательную нагрузку каждого отдельно обучающегося соответствующего класса. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 25 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в малых группах, укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков. Продолжительность учебного года в 5б и 6б классах - 34 учебные недели. Максимально допустимая недельная нагрузка в 5б классе – 29 часов, 6б – 30 часа. Учебный план основного общего образования на 2024-2025 учебный год (для классов с ОВЗ) Предметные области Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Общественно – научные предметы ОДНКНР Искусство Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Учебный предмет 5в ОВЗ Обязательная часть Русский язык 3/102 Литература 1/34 Иностранный язык (английский) 2/68 Математика 5/170 Алгебра Геометрия Информатика История 1/34 Обществознание География 1/34 Биология 1/34 Химия ОДНКНР 1/34 Музыка 1/34 ИЗО 1/34 Труд (технология) 1/34 Физическая культура 2/68 Недельная учебная .нагрузка в обязательной части Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Общественно – научные предметы Технология Курсы по выбору 20/6802 6б ОВЗ 4/136 2/68 2/68 3/102 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 2/68 Форма промежуточной аттестации Контрольная работа 45 мин Проверочная работа 20 мин Проверочная работа 20 мин Контрольная работа 45 мин Контрольная работа 45 мин Контрольная работа 45 мин Проверочная работа 20 мин Проверочная работа 20 мин Проверочная работа 20 мин Проверочная работа 20 мин Проверочная работа 20 мин Проверочная работа 20 мин Проверочная работа 20 мин Творческая работа 20 мин Творческая работа 20 мин Защита проектов Зачет 20 мин 21/714 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык 2/68 2/68 1/34 Литература 2/68 1/34 1/34 Иностранный язык (английский) 2/68 Математика Геометрия 1/34 История 1/34 Труд (технология) 1/34 1/34 Физическая культура 1/34 1/34 0,5/17 - 0,5/17 - 9/306 9/306 29 30 29 30 986 986 1020 1020 «За страницами учебника литературы» «Математическая головоломка» Недельная учебная .нагрузка в части, формируемой участниками образовательных отношений Общий объем образовательной нагрузки в неделю при пятидневной неделе Максимальный объем образовательной нагрузки в неделю при пятидневной неделе Общий объем образовательной нагрузки при 5-ти дневной неделе за год Максимальный объем образовательной нагрузки при пятидневной неделе за 5 лет Коррекционно-развивающие мероприятия Название занятий Индивидуальные и групповые занятия по математике Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку Групповые занятия психолога ИТОГО Количество часов 2 2 1 5 *Индивидуально-групповые занятия проводятся за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Занятия проводятся в группах, укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.