Программа КВ_Трудные вопросы истории

1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» города Пикалево

ПРИНЯТО
Педагогический совет
протокол №13
от 30 августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказ № 130
от 30 августа 2024 г.
(приложение № 13)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору «Трудные вопросы истории»
10-11 класс

Программу разработала
Терехова В.И.
учитель истории и обществознания

2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по истории составлена на основе
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных
организаций для проведения единого государственного экзамена по истории на 2020 год, подготовлен
Федеральным государственным бюджетным научным
В последнее время для поступления в ВУЗы все более востребованными являются
обществоведческие дисциплины, в том числе и история. Уровень заданий ЕГЭ достаточно сложный и
для успешной сдачи экзамена необходима дополнительная подготовка учащихся по истории.
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче
единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию соответствует
государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать
помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «История России с
древности до конца XIV в.», «История России с начала XV до конца XVI вв.», «История России XVIIXVIII вв.» (10 класс), «Россия в XIX вв.», «Россия в первой половине XX в.», «Россия во второй
половине XX в – начале XXI вв.» ( 11 класс).
Теоретический материал соответствует кодификатору элементов содержания по истории,
проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов
кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.
В процессе подготовки к ЕГЭ по истории очень важно не только владеть содержанием курса, но
и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся
формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания
части А, В, С. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме
контрольно-измерительных материалов по истории, уровне их сложности, особенностях их выполнения,
и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Особый упор делается на изучение и
отработку базовых знаний дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических
явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические
явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Цель курса:
систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся по истории России с древнейших
времен до наших дней для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
 преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия
форму;
 освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного
представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
 раскрытие и понимание сущности исторических понятий разной степени сложности;
 применение социально-гуманитарных знаний в процессе решения познавательных и
практических задач;
 формирование и развитие умений сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять
собственное отношение к историческим личностям;
 формирование умения работать с историческими документами, анализировать, извлекать
нужную информацию;
 воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих
убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных,
религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок,
идеологических доктрин;
 формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с
точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки
исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным
проблемам прошлого и современности.
ФОМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ПРОВЕРЯЕМЫХ В РАМКАХ ЕГЭ
Знать:

3
 основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность
отечественной и всемирной истории;
 периодизацию всемирной и отечественной истории;
 современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
 историческую обусловленность современных общественных процессов;
 особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
 основные исторические термины, понятия, исторические личности.
Уметь:
 проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
 критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство
источника, время, обстоятельства и цели его создания);
 анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст,
карта, таблица, схема) и определять время, место, обстоятельства, причины создания источника,
позицию автора;
 различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические
объяснения;
 устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные
рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
 формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации
исторические сведения;
 распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать
лишнее;
 устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и
историческими терминами, понятиями;
 называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту,
и применять в предлагаемом контексте исторические термины и понятия.
ФОРМЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ
- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждением документов;
- беседы;
- практические занятия;
- работа в парах, группах, индивидуально;
- выполнение работ по заданному алгоритму;
- решение заданий различной степени сложности.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Элективный курс по предмету «История» входит в цикл гуманитарных предметов. Программа
курса предназначена для обучающихся 10 и 11 классов.
Общее количество времени на два года обучения составляет 34 часов. Общая недельная нагрузка в
каждом году обучения составляет 1 час (17 часов в год).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
- знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и
географии края, его достижений и культурных традиций;
- образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России,
стран Европы и Востока;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры,
знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

4
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к
равноправному сотрудничеству;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к
любым видам насилия и готовность противостоять им;
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей
ученика.
Учащийся получит возможность для формирования:
- ориентации в системе моральных норм и ценностей;
- основ социально-критического мышления, ориентации в особенностях социальных отношений и
взаимодействий, установлении взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
- умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умения
конструктивно разрешать конфликты;
- готовности и способности к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в
школе, дома, во внеучебных видах деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Учащийся научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
- планировать пути достижения целей, выбирая наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски
учебного назначения, ресурсы Интернета;
- пользоваться справочной литературой;
- приемам отбора и систематизации материала на определенную тему;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- устанавливать целевые приоритеты;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем
ориентиров действия в новом учебном материале;
- самостоятельно вести поиск информации, ее анализ и отбор;
- самостоятельно извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- свободно пользоваться справочной литературой;
- сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Познавательные:
Учащийся научится:
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;

5
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому
понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами,
корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста,
выстраивать последовательность описываемых событий;
- высказываться в устной и письменной форме;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии
для указанных логических операций;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой
предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативные:
Учащийся научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами.
Учащийся получит возможность научиться:
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владеть разными видами монолога и диалога;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для
оппонентов образом;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и
функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- основам коммуникативной рефлексии;

6
- свободно выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами,
проектами.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Новейшего времени как
исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;
соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в
Новейшее время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших
событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Новейшего
времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других
странах в Новейшее время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о
значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по
отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;
- раскрывать характерные, существенные черты:
а) экономического и социального развития России и других стран в Новейшее время; б) эволюции
политического строя;
в) развития общественного движения;
г) представлений о мире и общественных ценностях;
д) художественной культуры Новейшего времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории
Новейшего времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и
др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новейшее время, сравнивать исторические ситуации и
события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Новейшего времени.
Учащийся получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие
России, других государств в Новейшее время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами
(определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новейшее время, объяснять, в чём заключались общие
черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новейшее время при составлении описаний
исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«Трудные вопросы истории»
10 КЛАСС (17 часа)
Раздел I «Древность и Средневековье» - 13 часа
Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России 1ч.
1.1. Особенности ЕГЭ по истории. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный
строй, верования восточных славян.
Тема 2. Русь в IX – начале XII в. 3ч.
2.1. Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина.

7
2.2. Вечевые порядки. Принятие христианства. Категории населения. Русская Правда.
2.3. Международные связи Древней Руси. Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие
традиции.
Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Русь в IX – начале XII в.».
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Тема 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV в. (4 часов).
3.1. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и
республики.
3.2. Монгольское завоевание. Образование Монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада.
3.3. Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь
процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.
3.4. Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы
землевладения и категории населения. Русский город. Культурное развитие русских земель и княжеств.
Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Русские земли и княжества в XII – середине XV
в.». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Тема 4. Российское государство во второй половине XV – XVII в. (5 часов).
4.1. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление
органов центральной власти. Свержение ордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и
формах феодального землевладения
4.2.. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословнопредставительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян.
4.3. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская
война. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв.
Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
4.4. Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией.
Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы. Новые явления в экономике: начало складывания
всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права.
4.5. Церковный раскол. Социальные движения XVII
Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Российское государство во второй половине XV
– XVII в.». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Раздел II «Новое время» -3 ч.
Тема 1. Россия в XVIII в.
1.1.Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата.
Традиционные порядки и крепостничество в условиях развёртывания модернизации. Северная война.
Провозглашение Российской империи. Законодательное оформление сословного строя. «Просвещённый
абсолютизм».
1.2. Особенности экономики России в XVIII в.: господство крепостного права и зарождение
капиталистических отношений. Культура народов России.
1.3 Превращение России в мировую державу в XVIIIв
Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Россия в XVIII в.». Проверка уровня знаний и
умений по пройденной теме.
Итоговое занятие. Написание пробного ЕГЭ – 1 часа.

8
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
11 КЛАСС (17 часов)
Раздел II «Новое время» - 8 часов
Тема 2. Россия в первой половине XIX в. (3 ч).
2.1. Введение. Особенности ЕГЭ по истории.
Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. Особенности
экономики России в первой половине XIX в. Начало промышленного переворота.
2.2. Отечественная война 1812 г. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники.
Русский утопический социализм.
Культура народов России и её связь с европейской и мировой культурой первой половины XIX в.
2.3. Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствия для страны. Работа с
тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Русские земли и княжества в XII – середине XV в.»
Тема 3. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в. (5 часов).
3.1. Реформы 1860–1870-х гг. Политика контрреформ. Капиталистические отношения в
промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны.
3.2. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.
Реформы С.Ю. Витте.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков.
3.3. Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военнополитических союзов.
Русско-японская война
3.4. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический
реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования.
3.5. Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические,
радикальные, националистические движения. Реформы П.А. Столыпина.
Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.».
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Раздел III «Новейшая история» - 9 часов
Тема 1. Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России
(2 часов).
1.1. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество. Революция 1917 г.
Временное правительство и Советы. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые
декреты советской власти. Учредительное собрание.
1.2. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон.
Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны. Переход к новой экономической
политике. Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Россия в Первой мировой войне.
Революция и Гражданская война в России». Проверка уровня знаний и умений по пройденной
теме.
Тема 2. СССР в 1922–1991 гг. (5 часов).
2.1. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.
Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина.
Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.
2.2. Причины свёртывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция».
Ликвидация неграмотности, создание системы образования

9
2.3. Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930- х гг. СССР накануне Великой Отечественной
войны. Причины, этапы Великой Отечественной войны. Героизм советских людей в годы войны.
Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в
антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой
войне и решение вопросов о послевоенном устройстве
мира.
2.4. Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война. Военнополитические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой
социалистической системы.
2.5. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины
их неудач. Замедление экономического роста. «Застой» как проявление кризиса советской модели
развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г. Попытки
модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность».
Формирование многопартийности. СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после
Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой
социалистической системы. Особенности развития советской культуры в 1950– 1980-х гг.
Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «СССР в 1922–1991 гг.». Проверка уровня знаний и
умений по пройденной теме.
Тема 3. Российская Федерация (2 часа).
3.1. Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г.
Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР.
Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.
Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и
движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества
Независимых Государств.
3.2. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественнополитического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев. Россия в мировых
интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе.
Современная российская культура
Проверка уровня подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.
Тематическое планирование
10 КЛАСС
(17часов)
№

Наименование раздела
Раздел I «Древность и Средневековье»

1
3
4
5

6
7

Тема 1. Особенности ЕГЭ по истории. Народы и древнейшие
государства на территории России
Тема 2. Русь в IX – начале XII в.
Тема 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
Тема 4. Российское государство во второй половине XV – XVII в
Раздел II «Новое время»
Тема 1. Россия в XVIII в.
Итоговое занятие
Написание пробного ЕГЭ

Количество
часов
13

1
3
4
5
4
3
1

10
Итого

17
Тематическое планирование
11 КЛАСС
(17часов)

№

Наименование раздела
Раздел II «Новое время»

1

Тема 2. Россия в первой половине XIX в.

2

Тема 3. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.
Раздел III «Новейшая история»

3

Тема 1. Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская
война в России
Тема 2. СССР в 1922–1991 гг.
Тема 3. Российская Федерация. Написание пробного ЕГЭ
Итого

4
5

Количество
часов
8

3
5
9

2
5
2
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».