Программа КВ_Практическая стилистика на 68 часов

1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» города Пикалево

ПРИНЯТО
Педагогический совет
протокол №13
от 30 августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказ № 130
от 30 августа 2024 г.
(приложение № 15)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору «Практическая стилистика»
10-11 класс

Программу разработала
Чапаева А.А.
учитель русского языка и литературы

2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Практическая стилистика» составлена на основе на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего
образования , программы под редакцией Н.Г.Гольцовой, Москва, «Русское слово»,2012 год к
учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина). В
программу и в учебник авторами включены разделы «Культура речи», «Функциональные стили», но
они выносятся на самостоятельное изучение. Данный элективный курс имеет теоретикопрактический характер и позволяет актуализировать усвоенные ранее знания, расширить и углубить
знания не только о функциональных стилях, но и о стилистических средствах лексики,
словообразования, морфологии и синтаксиса; развивать навыки стилистической правки текста,
правильного словоупотребления и создания собственных текстов различных стилей;
усовершенствовать свои коммуникативные умения.
Данная программа может быть использована для обучения детей с ОВЗ, детей обучающихся
на дому.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ, обучающимися индивидуально на
дому учитывается, с одной стороны, принцип доступности, но, с другой стороны, не стоит допускать
излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации
учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным
возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей
учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию
и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Материал должен быть по содержанию и объему, посильным для обучающихся.
Для обучающихся с ОВЗ для реализации содержания программы необходимо использование
приёмов коррекционной педагогики на уроках:
- наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны;
- поэтапное формирование умственных действий;
- опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;
- безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков;
- обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности.
Цель курса:
Цель данного курса состоит в том, чтобы помочь ученику полнее вобрать в себя систему
русского языка, его грамматику и лексику, глубже проникнуть в значение форм и категорий в
процессе их функционирования в условиях текста, то есть в речевом процессе, яснее осознать смысл
слов и фразеологизмов и на этой основе овладеть нормами литературного языка в его устной и
письменной форме, усовершенствовать речевую практику.
Задачи курса:
Реализовать поставленные цели возможно через решение следующих теоретико-практических
задач:
познакомить с особой научной лингвистической дисциплиной-стилистикой, ее структурой,
основными понятиями, категориями и проблемами; предметом и содержанием практической
стилистики, ее отличием и сближением с культурой речи, с функционально-стилистическим
аспектом обучения языку;
дать понятие стилистической нормы, соотношение стилистических и речевых ошибок в
школьной практике, типологию речевых ошибок при изучении лексической и грамматической
стилистики.
показать основные источники, причины (генезис) возникновения лексических (речевых) и
грамматических ошибок на основе нормативно-стилистического подхода к изучению лексики и
грамматики через анализ часто допускаемых речевых и грамматических ошибок;
освоить практику умелого устранения лексико-стилистических и грамматико-стилистических
ошибок и выбора оптимального варианта выражения мысли при литературном редактировании
текстов и их стилистической правки;
обучить различению неоправданного, ненормативного использования лексических средств,
грамматических средств и категорий и коммуникативно оправданного нарушения как

3
стилистического приема в условиях художественного организованного текста;
использовать знания о стилистической, экспрессивно-эстетической нагрузке языковых единиц,
средств и явлений при лингвостилистическом анализе художественного текста с учетом
диахронического аспекта в изучении функционально-стилистических явлений, а также и
экстралингвистических факторов влияния на стиль;
обучить осознанному свободному, творческому, эффективному использованию языковых средств
в устной и письменной речи;
выработать лингвистическое чутье, любовь к хорошей, правильной речи, нетерпимость к
стилистическим, речевым и грамматическим ошибкам и недочетам в словоупотреблении,
формообразовании, использовании частей речи, их грамматических категорий, синтаксических
конструкций, нетерпимость к порче языка, пристрастию к штампам, ложному пафосу и
неоправданному снижению стиля
Элективный курс «Практическая стилистика» (базовый уровень) рассчитан на 2 года
обучения – 68 часов в10 классе – 34 часа в год (1 час в неделю), в 11 класс – 34 часа в год (1 час в
неделю)
Количество часов на изучение тем курса корректируется учителем с учётом особенностей класс

Общая характеристика курса
Содержание данного элективного курса максимально приближено к потребностям выпускника,
отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей
лингвистической культуры.
Особенностью курса является его направленность на усвоение и закрепление ранее полученных
теоретических сведений по курсу стилистики, на формирование навыков многоаспектного языкового
анализа речевого высказывания, на отработку всех типов норм современного русского литературного
языка, на создание устных и письменных текстов в разных речевых жанрах и стилях.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия и
для реализации в процессе обучения метапредметной функции, которую русский язык выполняет в
системе школьного образования. Для анализа учащимся предлагаются образцы научных текстов,
касающиеся разных сфер научной деятельности (физики, географии, биологии, истории и т.п.),
публицистических текстов, затрагивающих важные проблемы современного общества,
художественных текстов классической и современной литературы, которые развивают эстетический
вкус.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности;
осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека,
способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к
самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для
самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность
анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого
высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга
используемых языковых и речевых средств.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
- разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или
прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей;

умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научнотехнической информации;
- умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат,
проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в
устной и письменной форме;
- умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию,
договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
- разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее
результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной
деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;
способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде
рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в
устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных
областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения
и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к
формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

5

Предметные
результаты
В результате изучения курса в средней школе: выпускник
научится:
- определять основные лексико-фразеологические средства языка;
- использовать словообразовательные ресурсы языка и выявлять их стилевую закреплённость;
- использовать морфологические средства языка в различных стилях речи;
- распознавать стилистические особенности синтаксических конструкций;
- выявлять стилевые признаки функциональных стилей речи;
- точно употреблять слова в собственной устной и письменной речи в соответствии с их
значением;
- использовать в конкретных речевых ситуациях все виды синонимии: лексической,
морфологической, синтаксической;
- производить стилистический разбор текстов различных стилей;
- делать сопоставительный анализ разностилевых текстов;
- редактировать свои и чужие тексты;
- создавать устные и письменные тексты в разных стилях речи с соблюдением всех речевых норм
Получит возможность научится
Классифицировать речевые, грамматические и стилистические ошибки с точки зрения причин и
условий их возникновения;
Максимально эффективно устранять речевые ошибки в процессе авторедактирования или
стилистической правки текстов;
Определять стилистическую (экспрессивно-эстетическую и дополнительную семантическую)
нагрузку языковых единиц и грамматических форм и категорий в условиях текста в процессе
лингвостилистического анализа;
Использовать знания стилистических ресурсов языка и стилистических норм при
продуцировании и интерпретации монологических текстов, а также при участии в диалогических и
полилогических ситуациях общения;
Проводить синхронное и диахроническое сопоставление синонимичных языковых средств для
правильного выбора языкового варианта из 2-х дуплетных форм.
Научится стилистической правки текста, основанной на четком определении характера речевых
ошибок и умелом их устранении
Лингвостилистического анализа языка рукописей (текстов) для решения проблем интерпретационного
характера;

Использовать стилистические ресурсы языка в речевой практике в
зависимости от функционально-стилистических и жанрово-ситуативных форм;
Основное

5

содержание

курса 10 класс
Язык как единство взаимосвязанных сторон – системы и функционирования. Значимость
функциональной (речевой) стороны языка. Функционирование языка – основа стилистики.
Предмет и задачи практической стилистики. Виды
грамматическая, синтаксическая, функциональная.

стилистики: лексическая,

Лексическая стилистика. Стилистическая дифференциация слов современного русского
языка. Стилистические возможности многозначности, синонимии, антонимии и омонимии.
Стилистические свойства слов, связанные с активным или пассивным составом языка:
архаизмов, историзмов, неологизмов, заимствованных слов. Стилистические функции слов,
имеющих
ограниченную
сферу
употребления:
диалектизмов,
жаргонизмов,
профессионализмов, канцеляризмов.
Стилистические свойства слов, связанные с экспрессивной окраской.
Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи. Стилистическое
использование пословиц, поговорок, «крылатых слов» в художественных, публицистических,
рекламных текстах.
Лексическая сочетаемость слов. Точность словоупотребления. Типичные
ошибки
в словоупотреблении.
Лексические образные средства речи – тропы; их роль в художественных и
публицистических текстах . Стилистические ошибки, связанные с употреблением тропов.
Грамматическая стилистика. Словообразование и его изобразительные ресурсы. Два
типа словообразовательных моделей: функционально-стилистические и эмоциональноэкспрессивные.
Морфологические средства языка и их использование в речи. Грамматические формы
имён существительных как показатели принадлежности слов к определённому стилю речи.
Употребление прилагательных разных разрядов в переносном значении. Связь вариантов форм
степеней
сравнения
имён
прилагательных
с
их
фунционально-стилистической
дифференциацией. Синонимия прилагательных и существительных в косвенных падежах.
Собирательные и количественные числительные как синонимы.
Грамматические
ошибки в употреблении собирательных числительных.
Стилистическое использование местоимений в речи, синонимия местоимений.
Использование времени и форм наклонений глагола в разных значениях. Дублетные
формы глаголов. Роль глаголов в функциональных стилях речи.
Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия.
Роль наречий и служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении текста.
11 класс
Стилистический синтаксис. Понятие о синтаксическом строе речи.
Синонимия словосочетаний.
Синтаксическое и стилистическое значение порядка слов в предложении. Инверсия как
средство выразительности.
Варианты согласования сказуемого с подлежащим, типичные ошибки. Стилистические
различия согласованных и несогласованных определений. Варианты согласования определений
и приложений.
Стилистические ресурсы односоставных и неполных предложений. Роль односоставных
предложений в художественных текстах.
Семантико-стилистические функции однородных членов предложения. Ошибки в
сочетаниях однородных членов предложения.
Стилистические функции обращений. Обращение и междометие как средство поэтического
синтаксиса.
Стилистическое использование вводных слов и вставных конструкций.
Стилистическое использование различных типов сложных предложений. Синтаксическая

5
синонимия сложных предложений. Структурный параллелизм сложных предложений как
средство выразительности. Стилистические ошибки в сложных предложениях.
Стилистическое использование периода. Композиционно-стилистическая роль абзаца и
сложного синтаксического целого. Стилистические особенности прямой и несобственно-прямой
речи.
Стилистические фигуры как изобразительно-выразительные средства синтаксиса.
Речевые ошибки, возникающие при употреблении синтаксических средств языка, и способы
их устранения.
Функциональные стили речи. Вопрос о составе стилей современного русского языка и
критериях их классификации. Понятие о подстиле, жанрово-ситуативном стиле,
индивидуально- авторском стиле.
Научный стиль языка. Его сфера употребления, функции, стилевые черты. Языковые
особенности научного стиля. Особенности научно-популярного, научно-учебного изложения.
Современнее жанры научных текстов: научные статьи и монографии, информационные
сообщения и лекции, рефераты и авторефераты, тезисы докладов, сообщений и отчёты научноисследовательского характера, рецензии, аннотации т.д.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, стилевые черты официальноделового стиля. Языковые особенности официально-делового стиля. Требования к оформлению
официально-деловых
документов.
Законодательные,
дипломатические
документы,
административно- канцелярские бумаги как разновидности официально-делового стиля речи.
Современные жанры официально- делового стиля речи: коммюнике, закон, указ ,нота, договор,
справка, приказ, инструкция, протокол, акт, расписка, биография, характеристика и т.д.
Разговорный стиль. Сфера употребления, функции, стилевые черты разговорного стиля.
Языковые особенности разговорного стиля. Особенности произношения. Жанры разговорного
стиля: беседа, личные письма, телеграммы, разговоры по телефону и т.д. Использование
разговорного стиля в художественных текстах.
Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, стилевые черты. Языковые
особенности стиля. Жанры: проблемные статьи, очерки, репортажи; устные публичные
выступления.
Художественный стиль. Основная функция художественного стиля - воздействие через
художественный образ. Основные стилевые черты и характерные особенности
художественного стиля.
Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во
часов
10 класс
1
Язык как единство взаимосвязанных сторон – системы и функционирования
2
2
Предмет и задачи практической стилистики.
1
3
Лексическая стилистика
14
4
Грамматическая стилистика
2
5
Морфологические средства языка и их использование в речи
15
11 класс
№
Тема
1
Стилистический синтаксис
16
2
Функциональные стили речи
18
Всего
68
Учебно-тематическое (поурочное) планирование разрабатывается учителем на каждый
учебный год.
Распределения учебных часов на изучение каждой темы осуществляется на основе
программно-целевого подхода, что обеспечивает последовательную реализацию содержания
программы.
Возможно варьирование внутри содержания программы путем усиления отдельных тем,
разделов. Варьирование на уровне содержания образовательной программы осуществляется
путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения
последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем. Данные
коррективы вносятся с учетом особенностей учащихся конкретного класса: разброс в темпах и
направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности,
восприятии, внимании, памяти, мышлении, и т. д., связанные с возрастными, психологическими
и физиологическими индивидуальными особенностями учащихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».