1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Пикалево ПРИНЯТО Педагогический совет протокол №13 от 30 августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО приказ № 130 от 30 августа 2024 г. (приложение № 15) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Практическая стилистика» 10-11 класс Программу разработала Чапаева А.А. учитель русского языка и литературы 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса «Практическая стилистика» составлена на основе на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования , программы под редакцией Н.Г.Гольцовой, Москва, «Русское слово»,2012 год к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина). В программу и в учебник авторами включены разделы «Культура речи», «Функциональные стили», но они выносятся на самостоятельное изучение. Данный элективный курс имеет теоретикопрактический характер и позволяет актуализировать усвоенные ранее знания, расширить и углубить знания не только о функциональных стилях, но и о стилистических средствах лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса; развивать навыки стилистической правки текста, правильного словоупотребления и создания собственных текстов различных стилей; усовершенствовать свои коммуникативные умения. Данная программа может быть использована для обучения детей с ОВЗ, детей обучающихся на дому. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ, обучающимися индивидуально на дому учитывается, с одной стороны, принцип доступности, но, с другой стороны, не стоит допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Материал должен быть по содержанию и объему, посильным для обучающихся. Для обучающихся с ОВЗ для реализации содержания программы необходимо использование приёмов коррекционной педагогики на уроках: - наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны; - поэтапное формирование умственных действий; - опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика; - безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков; - обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности. Цель курса: Цель данного курса состоит в том, чтобы помочь ученику полнее вобрать в себя систему русского языка, его грамматику и лексику, глубже проникнуть в значение форм и категорий в процессе их функционирования в условиях текста, то есть в речевом процессе, яснее осознать смысл слов и фразеологизмов и на этой основе овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме, усовершенствовать речевую практику. Задачи курса: Реализовать поставленные цели возможно через решение следующих теоретико-практических задач: познакомить с особой научной лингвистической дисциплиной-стилистикой, ее структурой, основными понятиями, категориями и проблемами; предметом и содержанием практической стилистики, ее отличием и сближением с культурой речи, с функционально-стилистическим аспектом обучения языку; дать понятие стилистической нормы, соотношение стилистических и речевых ошибок в школьной практике, типологию речевых ошибок при изучении лексической и грамматической стилистики. показать основные источники, причины (генезис) возникновения лексических (речевых) и грамматических ошибок на основе нормативно-стилистического подхода к изучению лексики и грамматики через анализ часто допускаемых речевых и грамматических ошибок; освоить практику умелого устранения лексико-стилистических и грамматико-стилистических ошибок и выбора оптимального варианта выражения мысли при литературном редактировании текстов и их стилистической правки; обучить различению неоправданного, ненормативного использования лексических средств, грамматических средств и категорий и коммуникативно оправданного нарушения как 3 стилистического приема в условиях художественного организованного текста; использовать знания о стилистической, экспрессивно-эстетической нагрузке языковых единиц, средств и явлений при лингвостилистическом анализе художественного текста с учетом диахронического аспекта в изучении функционально-стилистических явлений, а также и экстралингвистических факторов влияния на стиль; обучить осознанному свободному, творческому, эффективному использованию языковых средств в устной и письменной речи; выработать лингвистическое чутье, любовь к хорошей, правильной речи, нетерпимость к стилистическим, речевым и грамматическим ошибкам и недочетам в словоупотреблении, формообразовании, использовании частей речи, их грамматических категорий, синтаксических конструкций, нетерпимость к порче языка, пристрастию к штампам, ложному пафосу и неоправданному снижению стиля Элективный курс «Практическая стилистика» (базовый уровень) рассчитан на 2 года обучения – 68 часов в10 классе – 34 часа в год (1 час в неделю), в 11 класс – 34 часа в год (1 час в неделю) Количество часов на изучение тем курса корректируется учителем с учётом особенностей класс Общая характеристика курса Содержание данного элективного курса максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей лингвистической культуры. Особенностью курса является его направленность на усвоение и закрепление ранее полученных теоретических сведений по курсу стилистики, на формирование навыков многоаспектного языкового анализа речевого высказывания, на отработку всех типов норм современного русского литературного языка, на создание устных и письменных текстов в разных речевых жанрах и стилях. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия и для реализации в процессе обучения метапредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. Для анализа учащимся предлагаются образцы научных текстов, касающиеся разных сфер научной деятельности (физики, географии, биологии, истории и т.п.), публицистических текстов, затрагивающих важные проблемы современного общества, художественных текстов классической и современной литературы, которые развивают эстетический вкус. Планируемые результаты освоения курса: Личностные результаты: 1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности; 2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания; 3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств. Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях: - разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научнотехнической информации; - умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме; - умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию; - разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; 2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе; 4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности. 5 Предметные результаты В результате изучения курса в средней школе: выпускник научится: - определять основные лексико-фразеологические средства языка; - использовать словообразовательные ресурсы языка и выявлять их стилевую закреплённость; - использовать морфологические средства языка в различных стилях речи; - распознавать стилистические особенности синтаксических конструкций; - выявлять стилевые признаки функциональных стилей речи; - точно употреблять слова в собственной устной и письменной речи в соответствии с их значением; - использовать в конкретных речевых ситуациях все виды синонимии: лексической, морфологической, синтаксической; - производить стилистический разбор текстов различных стилей; - делать сопоставительный анализ разностилевых текстов; - редактировать свои и чужие тексты; - создавать устные и письменные тексты в разных стилях речи с соблюдением всех речевых норм Получит возможность научится Классифицировать речевые, грамматические и стилистические ошибки с точки зрения причин и условий их возникновения; Максимально эффективно устранять речевые ошибки в процессе авторедактирования или стилистической правки текстов; Определять стилистическую (экспрессивно-эстетическую и дополнительную семантическую) нагрузку языковых единиц и грамматических форм и категорий в условиях текста в процессе лингвостилистического анализа; Использовать знания стилистических ресурсов языка и стилистических норм при продуцировании и интерпретации монологических текстов, а также при участии в диалогических и полилогических ситуациях общения; Проводить синхронное и диахроническое сопоставление синонимичных языковых средств для правильного выбора языкового варианта из 2-х дуплетных форм. Научится стилистической правки текста, основанной на четком определении характера речевых ошибок и умелом их устранении Лингвостилистического анализа языка рукописей (текстов) для решения проблем интерпретационного характера; Использовать стилистические ресурсы языка в речевой практике в зависимости от функционально-стилистических и жанрово-ситуативных форм; Основное 5 содержание курса 10 класс Язык как единство взаимосвязанных сторон – системы и функционирования. Значимость функциональной (речевой) стороны языка. Функционирование языка – основа стилистики. Предмет и задачи практической стилистики. Виды грамматическая, синтаксическая, функциональная. стилистики: лексическая, Лексическая стилистика. Стилистическая дифференциация слов современного русского языка. Стилистические возможности многозначности, синонимии, антонимии и омонимии. Стилистические свойства слов, связанные с активным или пассивным составом языка: архаизмов, историзмов, неологизмов, заимствованных слов. Стилистические функции слов, имеющих ограниченную сферу употребления: диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов, канцеляризмов. Стилистические свойства слов, связанные с экспрессивной окраской. Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи. Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых слов» в художественных, публицистических, рекламных текстах. Лексическая сочетаемость слов. Точность словоупотребления. Типичные ошибки в словоупотреблении. Лексические образные средства речи – тропы; их роль в художественных и публицистических текстах . Стилистические ошибки, связанные с употреблением тропов. Грамматическая стилистика. Словообразование и его изобразительные ресурсы. Два типа словообразовательных моделей: функционально-стилистические и эмоциональноэкспрессивные. Морфологические средства языка и их использование в речи. Грамматические формы имён существительных как показатели принадлежности слов к определённому стилю речи. Употребление прилагательных разных разрядов в переносном значении. Связь вариантов форм степеней сравнения имён прилагательных с их фунционально-стилистической дифференциацией. Синонимия прилагательных и существительных в косвенных падежах. Собирательные и количественные числительные как синонимы. Грамматические ошибки в употреблении собирательных числительных. Стилистическое использование местоимений в речи, синонимия местоимений. Использование времени и форм наклонений глагола в разных значениях. Дублетные формы глаголов. Роль глаголов в функциональных стилях речи. Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия. Роль наречий и служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении текста. 11 класс Стилистический синтаксис. Понятие о синтаксическом строе речи. Синонимия словосочетаний. Синтаксическое и стилистическое значение порядка слов в предложении. Инверсия как средство выразительности. Варианты согласования сказуемого с подлежащим, типичные ошибки. Стилистические различия согласованных и несогласованных определений. Варианты согласования определений и приложений. Стилистические ресурсы односоставных и неполных предложений. Роль односоставных предложений в художественных текстах. Семантико-стилистические функции однородных членов предложения. Ошибки в сочетаниях однородных членов предложения. Стилистические функции обращений. Обращение и междометие как средство поэтического синтаксиса. Стилистическое использование вводных слов и вставных конструкций. Стилистическое использование различных типов сложных предложений. Синтаксическая 5 синонимия сложных предложений. Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности. Стилистические ошибки в сложных предложениях. Стилистическое использование периода. Композиционно-стилистическая роль абзаца и сложного синтаксического целого. Стилистические особенности прямой и несобственно-прямой речи. Стилистические фигуры как изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Речевые ошибки, возникающие при употреблении синтаксических средств языка, и способы их устранения. Функциональные стили речи. Вопрос о составе стилей современного русского языка и критериях их классификации. Понятие о подстиле, жанрово-ситуативном стиле, индивидуально- авторском стиле. Научный стиль языка. Его сфера употребления, функции, стилевые черты. Языковые особенности научного стиля. Особенности научно-популярного, научно-учебного изложения. Современнее жанры научных текстов: научные статьи и монографии, информационные сообщения и лекции, рефераты и авторефераты, тезисы докладов, сообщений и отчёты научноисследовательского характера, рецензии, аннотации т.д. Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, стилевые черты официальноделового стиля. Языковые особенности официально-делового стиля. Требования к оформлению официально-деловых документов. Законодательные, дипломатические документы, административно- канцелярские бумаги как разновидности официально-делового стиля речи. Современные жанры официально- делового стиля речи: коммюнике, закон, указ ,нота, договор, справка, приказ, инструкция, протокол, акт, расписка, биография, характеристика и т.д. Разговорный стиль. Сфера употребления, функции, стилевые черты разговорного стиля. Языковые особенности разговорного стиля. Особенности произношения. Жанры разговорного стиля: беседа, личные письма, телеграммы, разговоры по телефону и т.д. Использование разговорного стиля в художественных текстах. Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, стилевые черты. Языковые особенности стиля. Жанры: проблемные статьи, очерки, репортажи; устные публичные выступления. Художественный стиль. Основная функция художественного стиля - воздействие через художественный образ. Основные стилевые черты и характерные особенности художественного стиля. Тематическое планирование № Тема Кол-во часов 10 класс 1 Язык как единство взаимосвязанных сторон – системы и функционирования 2 2 Предмет и задачи практической стилистики. 1 3 Лексическая стилистика 14 4 Грамматическая стилистика 2 5 Морфологические средства языка и их использование в речи 15 11 класс № Тема 1 Стилистический синтаксис 16 2 Функциональные стили речи 18 Всего 68 Учебно-тематическое (поурочное) планирование разрабатывается учителем на каждый учебный год. Распределения учебных часов на изучение каждой темы осуществляется на основе программно-целевого подхода, что обеспечивает последовательную реализацию содержания программы. Возможно варьирование внутри содержания программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем. Данные коррективы вносятся с учетом особенностей учащихся конкретного класса: разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями учащихся.