Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Пикалево Обсужден на педагогическом совете Протокол № 13 от 30.08.2024 УТВЕРЖДЕНО Приказом № 130 от 30.08.2024 УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД 1-4 классы Пикалёво, 2024 1 Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования 1-4 классы, реализующие ФГОС НОО (5-дневная рабочая неделя) на 2024 – 2025 учебный год Учебный план НОО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Пикалёво является нормативным документом, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам, определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного материала, формировании перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение ФГОС. Учебный план разработан в соответствии с нормативными правовыми документами: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее - ФОП НОО) утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372, зарегистрирован 13.07.2023 № 74229; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России № 286 от 31.05.2021 года (далее – обновлённый ФГОС НОО); СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115; Письма Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ начального общего образования в общеобразовательных организациях Ленинградской области в 2024/2025 учебном году». Учебный план с 1 по 4 классы разработан на основе ФОП НОО и обновлённого ФГОС НОО. Структура и содержание учебного плана Учебный план начального общего образования является частью основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Пикалево, обеспечивает реализацию требований ФГОС и достижение 2 планируемых результатов начального общего образования, зафиксированных в основной образовательной программе. Учебный план начальной школы в 2024-2025 учебном году определяет: структуру обязательных предметных областей: русский язык и литературное чтение, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура; учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения; общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся. Учебный план первых-четвертых классов состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения и отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: • формирование гражданской идентичности обучающихся; • их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; • готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования; • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; • личностное развитие. Учебное время, отводимое на изучение учебных предметов обязательной части, составляет не менее 80% от максимального объёма учебной нагрузки обучающихся. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углублённое изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы. При проведении занятий по иностранному языку (2-4 классы) осуществляется деление классов на две группы. Учебный план регламентирует учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения и определяет общий объем нагрузки и максимально допустимую аудиторную недельную нагрузку для обучающихся в соответствии с СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28. Учебный год начинается 1 сентября и завершается в сроки, установленные календарным учебным графиком. С учётом каникул, выходных дней и государственных 3 праздников продолжительность учебного года устанавливается 34 учебные недели для учащихся 2-4 классов, 33 учебные недели для учащихся 1-х классов. Обучение в первых классах организуется только в первую смену при пятидневной учебной неделе. Образовательная недельная нагрузка в первых классах распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не превышает для обучающихся первых классов 4 уроков и 1 день в неделю – 5 уроков, за счет урока физической культуры. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся. В соответствии с СП 2.4.3648-20 максимальный объём учебной нагрузки при 5дневной учебной неделе для учащихся 1-х классов - 21 час, 2-х, 3-х и 4-х классов – 23 часа. В первых классах назначаются дополнительные недельные каникулы в третьей четверти. Учебный план ориентирован на пятидневную учебную неделю для учащихся 1-4 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Пикалево. Учебным планом предусматривается 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования. В 2024-2025 учебном году начальная школа включает в себя 9 классов (3 в параллели 1-х классов, 2 в параллели 2- 4-х классов) и работает в следующем режиме: Продолжительность 1 класс 2-4 классы обучения I четверть II четверть Продолжительность урока Продолжительность учебной недели Продолжительность учебного года Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка Максимальный объём учебной нагрузки в год 1 смена 35 минут 5 дней Учебные периоды Продолжительность каникул I-IV четверти 35 минут III- IV четверть 40 минут 5 дней 5 дней 5 дней 33 учебные недели 21 час 672 часа 1-а, 1-б, 1-в 45 минут 34 учебные недели 23 часа 782 часа 2-а,2-б, 3-а,3-б, 4-а,4-б. Учебная четверть в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для учащихся 1-х классов в третьей четверти предусмотрены дополнительные недельные каникулы Количество учебных занятий за 4 учебных года (1-4 классы) не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов. На уровне начального общего образования реализуется учебно–методический комплекс «Школа России». 4 Образовательная система «Школа России» направлена на реализацию системно деятельностного подхода как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС НОО. Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей Предметные области Русский язык литературное чтение Иностранный язык Математика информатика Обществознание естествознание (окружающий мир) Основные задачи реализации содержания и Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. математической речи, логического и и Развитие алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. уважительного отношения к семье, и Формирование населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. способности к духовному развитию, Основы религиозных Воспитание нравственному самосовершенствованию. Формирование культур и светской первоначальных представлений о светской этике, об этики отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Искусство Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. 5 Технология Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Физическая культура Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана, используется на увеличение учебных часов по физической культуре в 1-3 классах. Обучение в первом классе осуществляется с использованием ступенчатого режима обучения в первом полугодии (сентябре, октябре – по 3 урока в день, по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии (январь - май) – по 4 урока по 40 минут каждый и 1 день в неделю – 5 уроков, за счет урока физической культуры. В первых классах содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ), в том числе ПДД, интегрировано в курс «Окружающий мир», что позволяет более эффективно использовать учебное время и обеспечивает формирование умения школьников применять полученные знания различных нестандартных ситуациях. Во 2- 4 классах продолжительность урока - 45 минут каждый. В соответствии с п.3.4.16 СанПиН 2.4.3648-20 общий объем нагрузки для 2-4 классов не должен превышать 5 уроков. Учебный предмет «Информатика» изучается в качестве учебного модуля в рамках предмета «Труд» (Технология). На его изучение отводится в 3 классе - 12 часов, в 4 классе – 13 часов. Преподавание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется интегрировано, в рамках предметов «Окружающий мир», «Физическая культура», «Труд» (Технология). Использование интегрированного курса является одним из условий формирования у обучающихся основ технической грамотности, активной жизненной позиции, умения применять полученные знания на практике и способов безопасного пребывания в окружающей среде. В соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4 классах включен 1 час в неделю на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществлялся родителями (законными представителями) обучающихся и зафиксирован письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся, а также протоколами родительского собрания (4а, 4б класс - протокол от 19.04.24 года № 4). Результат выбора – модуль «Светская этика». 6 Оценка освоения образовательной программы начального общего образования, в том числе отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы осуществляется промежуточной аттестацией обучающихся (по итогам учебной четверти и промежуточной аттестацией по итогам года). Промежуточная аттестация в ОО подразделяется на: текущую аттестацию, четвертную аттестацию, годовую аттестацию. Текущая аттестация представляет собой оценку качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения учащимися по результатам проверки (проверок). Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода с целью систематического контроля уровня освоения учащимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений. Форму текущей аттестации выбирает учитель с учетом контингента обучающихся и содержания учебного материала (диктант, изложение, сочинение, контрольная работа, зачет, тестирование, пробный экзамен, проект, творческая работа, устный опрос и др.). Разновидностью текущей аттестации является тематическая проверка качества усвоения программного материала по каждой крупной теме курса. Сроки и формы тематического контроля учитель указывает в календарно-тематическом почасовом планировании. Четвертная аттестация представляет собой оценку качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного периода (четверти) на основании текущей аттестации. Годовая промежуточная аттестация - оценка качества усвоения обучающихся всего объёма содержания учебного предмета за учебный год. Аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Пикалево. По курсу ОРКСЭ оценивание результатов по системе «зачёт-незачёт». Объектом оценивания по данному курсу становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию, которая проводится в виде проведения систематизированных упражнений и тестовых заданий разных типов. Для отслеживания уровня знаний и умений используются: итоговые и текущие проверочные и тестовые, творческие работы, создания и презентации творческих проектов. Обучающиеся 2 класса подлежат текущей аттестации с первой четверти учебного года. Промежуточные отметки выставляются на I уровне обучения (кроме 1 классов) за год, текущие - за четверти. Годовая аттестация начинается за месяц до окончания учебного года (с 19 апреля по 19 мая). Формы промежуточной аттестации обучающихся в 2024-2025 учебном году 7 Учебный предмет 1 класс Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский) Математика диктант проверка техники чтения Окружающий мир ОРКСЭ Музыка проверочная работа контрольная работа Изобразительное искусство Труд(технология) Физическая культура Максимальная недельная нагрузка соответствует нормам СанПиНа. Классы Недельная аудиторная нагрузка при 5-дневной неделе 1 21 Учебный предмет 2 класс 3 класс 4 класс Русский язык диктант с грамматическим заданием проверочная работа диктант с грамматическим заданием проверочная работа диктант с грамматическим заданием проверочная работа контрольная работа контрольная работа контрольная работа контрольная работа проверочная работа контрольная работа проверочная работа тестовая работа тестовая работа контрольная работа проверочная работа защита проекта тестовая работа тестовая работа тестовая работа тестовая работа практическая работа практическая работа практическая работа выполнение контрольных нормативов; тестовая работа для освобождённых обучающихся. выполнение контрольных нормативов; тестовая работа для освобождённых обучающихся. Литературное чтение Иностранный язык (английский) Математика Окружающий мир ОРКСЭ Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Физическая культура выполнение контрольных нормативов; тестовая работа для освобождённых обучающихся. 8 Максимальная недельная нагрузка соответствует нормам СанПиНа. Классы 2 3 Недельная аудиторная нагрузка при 5-дневной 23 23 неделе 4 23 Перспективный учебный план при 5-дневной учебной неделе 1 класс Предметные области Учебные предметы, модули Количество часов в год Всего за 4 года I Обязательная часть Русский язык и литературное Русский язык чтение Литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Иностранный язык (английский) Технология Физическая культура 675 132 540 - 204 Математика 132 540 Окружающий мир 66 270 - 34 Музыка 33 135 Изобразительное искусство 33 135 Труд (технология) 33 135 Физическая культура 66 270 660 2938 33 101 Итого: 33 101 Всего: 693 3039 Основы религиозных культур Модуль «Светская этика» и светской этики Искусство 165 Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Физическая культура Максимально допустимая нагрузка 3345 9 Перспективный учебный план при 5-дневной учебной неделе 2-4 классы Количество часов в год по классам Учебные предметы, модули Предметные области II III IV Всего за 4 года Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Русский язык 170 170 170 675 Литературное чтение 136 136 136 540 Иностранный язык (английский) 68 68 68 204 136 136 136 540 68 68 68 270 34 34 Математика Обществознание и естествознание Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Светская этика» Музыка 34 34 34 135 Изобразительное искусство 34 34 34 135 Технология Труд (технология) 34 34 34 135 Физическая культура Физическая культура 68 68 68 270 748 748 782 2938 34 34 - 101 Итого: 34 34 0 101 Всего: 782 782 782 3039 Искусство Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Физическая культура Максимально допустимая нагрузка 3345 Учебный план начального общего образования на 2024-2025 учебный год 10 Предметная область Учебный предмет (модуль) Искусство Технология Всего за 1 3 4 четверть четверть класс Всего за 4 года 2четверть ноябрь декабрь 5/35 январь март 5/50 апрельмай 5/35 160 670 4/32 4/28 4/40 4/28 128 536 - - - - - 204 4/32 4/28 4/40 4/28 128 536 2/16 2/14 2/20 2\14 64 268 Светская этика - - - 0 34 Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Физическая культура 1/8 1/7 1/10 1/7 32 134 1/8 1//7 1/10 1/7 32 134 1/8 1/7 1/10 1/7 32 134 2/16 2/14 2/20 2/14 64 268 20/160 20/140 20/200 20/140 640 2918 3 4 3 1/8 1/7 1/10 1/7 32 100 21/168 21/147 21/210 21/147 672 3018 Русский язык Литературное чтение Иностранный Английский язык язык Математика и Математика информатика Обществознание Окружающий и естествознание мир Основы религиозных культур и светской этики 1-а, 1-б, 1-в (ОВЗ, 7.1) класс 1 четверть сентябрь октябрь 5/40 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение (1 класс) Количество часов в неделю, за год Физическая культура Итого по учебному плану недельная учебная нагрузка Часть, формируемая участниками образовательных отношений при 5 -дневной учебной неделе, в том числе: Физическая культура Максимальная недельная учебная нагрузка обучающегося при 5-дневной учебной неделе/ всего за период 11 Учебный план начального общего образования на 2024-2025 учебный год (2-4 классы) Предметная область Русский язык и литературное чтение Учебный предмет (модуль) Русский язык Литературное чтение Иностранный Английский язык язык Математика и Математика информатика Обществознание Окружающий и естествознание мир Основы религиозных Светская этика культур и светской этики Музыка Искусство Изобразительное искусство Технология Труд (технология) Физическая Физическая культура культура Итого по учебному плану недельная учебная нагрузка Часть, формируемая участниками образовательных отношений при 5 -дневной учебной неделе, в том числе: Физическая культура Максимальная недельная учебная нагрузка обучающегося при 5дневной учебной неделе/ всего за период 2-а, 2-б класс 3-а,3-б класс 4-а, 4-б класс Всего за 4 года обучения 5/170 5/170 5/170 670 4/136 4/136 4/136 536 2/68 2/68 2/68 204 4/136 4/136 4/136 536 2/68 2/68 2/68 268 - - 1/34 34 1/34 1/34 1/34 134 1/34 1/34 1/34 134 1/34 1/34 1/34 134 2/68 2/68 2/68 268 22/748 22/748 23/782 2918 5 5 5 1/34 1/34 - 100 23/782 23/782 23/782 3018 Дополнение к учебному плану начального общего образования (коррекционно-развивающая область) Коррекционные занятия Логопедическая коррекция Психологическая коррекция Педагогическая коррекция (по учебным предметам) ИТОГО Внеурочная деятельность Количество часов в неделю 0,5 ч 0,5 ч 4ч 5ч 5ч ИТОГО 10ч 12 Объем максимальной нагрузки обучающихся состоит из суммы часов образовательной области. В максимальную нагрузку не входят часы занятий, включенные в коррекционно-развивающую область (Письмо МО РФ 06.09.2002 г. № 03-51-127 ин./13-03). В случае необходимости предусматривается реализация учебного плана с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; для каждого класса устанавливается собственное время начала уроков и перемен.