о внесении изменений в ООП СОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Пикалево
РАСПОРЯЖЕНИЕ
г. Пикалево
30 августа 2022

№ 177

О внесении изменений в основную общеобразовательную программу
среднего общего образования
В соответствии с частями 5, 6.4 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании решения педагогического
совета от 30 августа 2023 года протокол № 15
1.
Внести следующие изменения в основную общеобразовательную программу среднего
общего образования (далее ООП СОО), утвержденную приказом № 63 от 28.08.2020 года «Об
утверждении основной общеобразовательной программы среднего общего образования (ФГОС
СОО»
1.1Утверджить учебный план в 11 классе на 2023-2024 учебный год (приложение №1).
1.2. Утвердить календарный учебный график в 11 классе на 2023-2024 учебный год
(приложение №2).
1.4. Применять при реализации ООП СОО в 11 классе, следующие федеральные рабочие
программы (далее – ФРП), размещенные на сайте «Единое содержание общего образования»
(https://edsoo.ru/rabochie-programmy/) :
1.4.1 ФРП по русскому языку
1.4.2 ФРП по литературе
1.4.3 ФРП по истории
1.4.4 ФРП по обществознанию
1.4.5 ФРП по географии
1.4.6 ФРП по основам безопасности жизнедеятельности
1.5. Содержание учебного предмета «Русский язык» дополнить следующими строками:
Культура речи в экологическом аспекте. Экология как наука. Экология языка (общее
представление). Проблемы речевой культуры в современном обществе (стилистические
измненения в лексике, огрубление обиходно-разговорной речи, неоправданное употребение
иноязычных заимствований и др.) (озор).
1.6. Содержание учебного предмета «Литература» дополнить следующими строками: Н.А.
Островский. Роман «Как закалялась сталь» (избранные главы) Страницы жизни и творчества Н.А.
Островского. История создания, идейнохудожественное своеобразие романа «Как закалялась
сталь». Образ Павки Корчагина как символ мужества, героизма и силы духа.
Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем трех
писателей по выбору) В. В. Быков «Обелиск» или «Сотников», Б. Л. Васильев «А зори здесь
тихие», Е. И. Носов «Красное вино победы».
А.А. Фадеев. Роман «Молодая гвардия» Жизненная правда и художественный вымысел.
Система образов в романе «Молодая гвардия». Героизм и мужество молодогвардейцев.
В.О. Богомолов. Роман «В августе сорок четвертого». Мужество и героизм защитников
Родины.
Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по одному стихотворению не
менее чем двух поэтов по выбору) Стихотворения Д. С. Самойлова, К. М. Симонова
Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (одно произведение по выбору) В. С. Розов
«Вечно живые».
В. Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору) «Прощание
с Матёрой» Изображение патриархальной русской деревни. Тема памяти и преемственности
поколений. Взаимосвязь нравственных и экологических проблем.
Проза второй половины XX – начала XXI века. Рассказы, повести, романы (по одному

произведению не менее чем трёх прозаиков по выбору) В.И. Белов (рассказ «На родине»)
Рассказы, повести, стихотворения (не менее одного произведения по выбору).
Зарубежная проза 19и 20 века (не менее одного произведения по выбору) Бальзак
«Гобсек»и Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» .
Зарубежная поэзия 19 и XX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по
выбору).Ш. Бодлер сборник «Цветы зла» и Г. Аполлинера.
Зарубежная драматургия XX века (не менее одного произведения по выбору) Г. Гауптман
«Перед восходом солнца» и Б. Шоу «Пигмалион»
1.7. Содержание учебного предмета «Английский язык» дополнить следующими строками:
Межличностные отношения в семье. Конфликтные ситуации, их предупреждение и
разрешение.
Внешность и характеристика человека, литературного персонажа.
Режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, посещение врача. Отказ от
вредных привычек.
Школьное образование, школьная жизнь. Переписка с зарубежными сверстниками.
Взаимоотношения в школе. Проблемы и решения. Подготовка к выпускным экзаменам. Выбор
профессии. Альтернативы в продолжении образования.
Место иностранного языка в повседневной жизни и профессиональной деятельности в
современном мире.
Молодежь в современном обществе. Участие молодежи в жизни общества. Досуг
молодежи: увлечения и интересы. Любовь и дружба.
Роль спорта в современной жизни: виды спорта, экстремальный спорт, спортивные
соревнования, Олимпийские игры.
Туризм. Виды отдыха. Путешествия по России и зарубежным странам.
Вселенная и человек. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды.
Технический прогресс: перспективы и последствия. Современные средства информации и
коммуникации (пресса, телевидение, Интернет, социальные сети и т. д.). Интернет-безопасность.
Родная страна и страна/страны изучаемого языка: географическое положение, столица,
крупные города, регионы; система образования, достопримечательности, культурные особенности
(национальные и популярные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи); страницы
истории.
Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка, их вклад в науку и
мировую культуру: государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, композиторы,
путешественники, спортсмены, актеры и т. д.
1.8. Содержание учебного предмета «История» дополнить следующими строками: Россия
сегодня. Специальная военная операция (СВО). Отношения с Западом в начале XXI в. Давление
на Россию со стороны США. Противодействие стратегии Запада в отношении России.
Фальсификация истории. Возрождение нацизма. Украинский неонацизм. Переворот 2014 г. на
Украине. Возвращение Крыма. Судьба Донбасса. Минские соглашения. Специальная военная
операция. Противостояние с Западом. Украина – неонацистское государство. Новые регионы.
СВО и российское общество. Россия – страна героев.
1.9. Содержание учебного предмета «Физическая культура» дополнить следующими
строками: Физическое совершенствование. Спортивная и физическая подготовка. Осовение
содержания программы, демонстрация приростов в показателях физической подготовленности и
нормативных требований комплекса ГТО.
1.10. Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
дополнить следующими строками: Модуль №1. Основы комплексной безопасности.
Безопасное
поведение в бытовых ситуациях. Средства бытовой химии. Правила обращения с ними и
хранение. Информационная и финансовая безопасность. Основные правила финансовой
безопасности. Основные правила информационной безопасности. Безопасность в социуме.
Конфликтные ситуации. Способы разрешения конфликтных ситуаций.
Модуль №2. Основы обороны государства. Воинские должности и звания в
Вооружённых Силах Российской Федерации. Военная форма одежды и знаки различия
военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации.
1.11.Содержание учебного предмета «Математика» дополнить следующими
строками: Числа и вычисления Комплексные числа. Алгебраическая и тригонометрическая
формы записи комплексного числа. Арифметические операции с комплексными числами.

Изображение комплексных чисел на координатной плоскости. Формула Муавра. Корни n-ой
степени из комплексного числа. Применение комплексных чисел для решения физических и
геометрических задач.
Уравнения и неравенства. Уравнения, неравенства и системы с параметрами. Применение
уравнений, систем и неравенств к решению математических задач и задач из различных областей
науки и реальной жизни, интерпретация полученных результатов.
Функции и графики. Использование графиков функций для исследования процессов и
зависимостей, которые возникают при решении задач из других учебных предметов и реальной
жизни.
Теория вероятности. Закон больших чисел. Непрерывные случайные величины
(распределения), показательное и нормальное распределения. Распределение Пуассона. Связь
между случайными величинами .
1.12. Содержание учебного предмета «Физика» дополнить следующими строками: Раздел
8. Элементы астрономии и астрофизики. Этапы развития астрономии. Прикладное и
мировоззренческое значение астрономии. Вид звёздного неба. Созвездия, яркие звёзды, планеты,
их видимое движение. Солнечная система. Солнце. Солнечная активность. Источник энергии
Солнца и звёзд. Звёзды, их основные характеристики. Диаграмма «спектральный класс –
светимость». Звёзды главной последовательности. Зависимость «масса – светимость» для звёзд
главной последовательности. Внутреннее строение звёзд. Современные представления о
происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Этапы жизни звёзд. Млечный Путь – наша Галактика.
Положение и движение Солнца в Галактике. Типы галактик. Радиогалактики и квазары. Чёрные
дыры в ядрах галактик. Вселенная. Расширение Вселенной. Закон Хаббла. Разбегание галактик.
Теория Большого взрыва. Реликтовое излучение. Масштабная структура Вселенной.
Метагалактика. Нерешённые проблемы астрономии.
1.13. Содержание учебного предмета «Биология» дополнить следующими строками:
Ферменты – биологические катализаторы. Строение фермента: активный центр, субстратная
специфичность. Коферменты. Витамины. Отличия ферментов от неорганических катализаторов.
Хемосинтез. Хемосинтезирующие бактерии. Значение хемосинтеза для жизни на Земле. Обратная
транскрипция, ревертаза и интеграза. Программируемая гибель клетки – апоптоз. Современное
определение генотипа: полногеномное секвенирование, генотипирование, в том числе с помощью
ПЦР-анализа.
Происхождение от неспециализированных предков. Прогрессирующая специализация.
Адаптивная радиация.
1.14. Содержание учебного предмета «Информатика» дополнить следующими строками:
«Базы данных». Табличные (реляционные) базы данных. Таблица – представление сведений об
однотипных объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа с готовой базой данных. Заполнение
базы данных. Поиск, сортировка и фильтрация записей. Запросы на выборку данных. Запросы с
параметрами. Вычисляемые поля в запросах. Многотабличные базы данных. Типы связей между
таблицами. Внешний ключ. Целостность. Запросы к многотабличным базам данных.
«Средства искусственного интеллекта». Средства искусственного интеллекта. Сервисы
машинного перевода и распознавания устной речи. Идентификация и поиск изображений,
распознавание лиц. Самообучающиеся системы. Искусственный интеллект в компьютерных
играх. Использование методов искусственного интеллекта в обучающих системах. Использование
методов искусственного интеллекта в робототехнике. Интернет вещей. Перспективы развития
компьютерных интеллектуальных систем.
1.15. Содержание учебного предмета «Химия» дополнить следующими строками: Химия и
здоровье человека: правила использования лекарственных препаратов , правила безопасного
использования препаратов бытовой химии в повседневной жизни ( включить в тему « Вещества и
химические реакции»).
1.16. Утвердить программу курса по выбору «Расчетные задачи в органической и
неорганической химии» » объемом 34 часа (приложение №3)
1.17. Утвердить планируемые результаты по отдельным учебным предметам. Федеральная
образовательная программа среднего общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения
России от 18.05.2023 № 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего
общего образования":
1.17.1. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку: п.19.8 ФРП по
учебному предмету « Русский язык» (базовый уровень).

Приложение № 1
к распоряжению № 177 от 30 августа 2023 года
Пояснительная записка
к учебному плану среднего общего образования
на 2023-2024 учебный год
Универсальный профиль. 11 класс
Нормативно-правовой основой формирования учебного плана является:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ.
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05. 2023 года № 371 « Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи".
 Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 (ред. от 05.12.2022) «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
 Инструктивно-методическое письмо Комитета общего и профессионального образования
Ленинградской области от 21.08.2023 № 19-32413/2023 «Об организации деятельности в
2023-2024 учебном году».
Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, для ФГОС среднего общего образования составляет 60% к 40% соответственно от
общего объема.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» №1 г. Пикалево обеспечивает
реализацию учебного плана универсального профиля (по запросу и согласованию с участниками
образовательной деятельности - учащимися и их родителями (законными представителями):
Справка о выявлении социального заказа учащихся и их родителей (законных
представителей) для составления учебного плана для 11 класса на 2023-2024 учебный год от 09
июня 2023 года (основание: распоряжение № 342 от 28 декабря 2022 года « О выявлении
социального заказа учащихся и их родителей (законных представителей) для составления
учебного плана для 10 11 классов на 2023-2024 учебный год).
Учебный план профиля формируется из 4 частей:
 общих для включения во все учебные планы учебных предметов обязательных учебных
областей («Русский язык и литература», «Математика и информатика», «Иностранный язык»,
«Общественные науки», «Естественные науки», «Физическая культура и ОБЖ»);
 индивидуального проекта обучающегося;
 учебных предметов по выбору обучающихся из обязательных предметных областей;
 дополнительных учебных предметов и курсов по выбору образовательной организации,
направленных на практическое поддержание профиля и подготовку обучающихся к
государственной итоговой аттестации.
Часть формируемая участниками образовательных отношений, распределена следующим
образом:
Учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей:
1. Физика – 2 нед. часа.
2. Биология – 1 нед. час.
3. Химия – 1 нед. час.
4. Обществознание - 2 нед. часа
5. Информатика – 1 нед. час.
Дополнительные учебные предметы, курсы по выбору:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Курс по выбору «Трудные вопросы истории» - 1 нед. час. Цель курса - систематизация,
углубление и обобщение знаний и умений, учащихся по истории России с древнейших
времен до наших дней для более успешной сдачи ЕГЭ.
Курс по выбору «Практическая стилистика» - 1 нед. час . Данный курс имеет теоретикопрактический характер и позволяет актуализировать усвоенные ранее знания, расширить и
углубить знания не только о функциональных стилях, но и о стилистических средствах
лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса; развивать навыки стилистической
правки текста, правильного словоупотребления и создания собственных текстов
различных стилей; усовершенствовать свои коммуникативные умения.
Курс по выбору «Практикум решения задач по математике» - 2 нед. часа Данный курс
направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической
подготовки через решение большого класса различных задач.Курс поможет развитию у
учащихся математической деятельности: более глубокое осознание методов решения
задач, с которыми учащиеся познакомились в школе, овладение новыми методами и
понимание законов их применения. Он позволит ученикам обогатить арсенал приёмов и
методов при решении математических задач.
Курс по выбору «Трудные вопросы обществознания» - 1 нед. час. Данный элективный
курс призван оказать обучающимся помощь в систематизации, углублении и обобщении
знаний, рассчитан на отработку наиболее сложных теоретических вопросов, недостаточно
отраженных в программе по обществознанию. Изучение курса позволит заложить у
учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем; будет
способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии;
будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине
общества. ИТОГО 2 нед. часа.
Курс по выбору «Расчетные задачи в органической и неорганической химии» - 1 нед. час.
Данный направлен на расширение и углубление знаний учащихся по органической и
неорганической химии, формированию умений выполнять различные задания: решать
задачи, цепочки превращений органических и неорганических веществ, составлять
окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс с участием органических
веществ. В программе реализуются межпредметные связи с биологией, математикой,
физикой, географией и экологией, что позволяет учащимся осуществить интегративный
синтез знаний в целостную картину мира. Теоретические знания и практические умения,
полученные обучающимися в результате изучения данного элективного курса, обеспечат
повышение интереса к научной, исследовательской работе по химии, подготовку к сдачи
ЕГЭ по химии..
Курс «Избранные вопросы биологии» - 1 нед. час. Содержание курса дополнительного
образования представляет собой базовое зерно в системе непрерывного биологического
образования и является основой для последующей уровневой и профильной
дифференциации. Цель курса: обеспечить более глубокое усвоение учащимися общих
биологических закономерностей на различных уровнях организации живой материи.

Сроки и порядок проведения государственной итоговой аттестации в 11-х классах в мае-июне
2024 года устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор).
Учебный план обеспечен кадрами и программно-методическими комплектами. Учебный
план реализуется в пределах выделенных средств финансирования. Возможна реализация
учебного плана с использованием дистанционных образовательных технологий и (или)
электронного обучения.

Обязательные учебные
предметы

Учебный план среднего общего образования
на 2023-2024 учебный год
Универсальный профиль. 11 класс
Часть
Предметная область
Учебный
Уровень
предмет
обучения
Русский язык и
Русский язык
Б
литература
Литература
Б
Иностранные языки
Иностранный
Б
язык (английский)
Общественные науки
История
Б
Естественные науки
Астрономия
Б
Физическая культура,
Физическая
Б
экология и ОБЖ
культура
ОБЖ
Б
Математика и
Математика
У
информатика
Индивидуальный проект
Б
ИТОГО
Естественные науки
Общественные науки
Математика и
информатика
Итого
Курсы по выбору

Учебные
предметы,
курсы по
выбору

Учебные
предметы по
выбору из
обязательных
учебных
областей

ИТОГО

Физика
Биология
Химия
Обществознание
Информатика
Трудные вопросы
истории
Практикум
решения задач по
математике
Избранные
вопросы биологии
Трудные вопросы
обществознания
Расчетные задачи
в органической и
неорганической
химии
Практическая
стилистика

11 класс
2/34
3/102
3/102
2/68
1/34
2/68
1/34
6/204
-

Б
Б
Б
Б
Б

20/680
2/68
1/34
1/34
2/68
1/34

КВ

7/238
1/34

КВ

2/34

КВ

1/34

КВ

1/34

КВ

1/34

КВ

1/34

7/238
ИТОГО 34/1156

Приложение №2
к распоряжению № 177 от 30.08.2023г
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 11 КЛАСС
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Общие положения
Календарный учебный график Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Пикалёво (далее - ОО) разработан
в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.
2023 года № 371 « Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования», инструктивно-методическим письмом Комитета общего и профессионального
образования Ленинградской области от
21.08.2023 № 19-32413/2023 «Об организации
деятельности в 2023-2024 учебном году»; постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. № 28 «Об утверждении санитарноэпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (СП 2.4.3648 – 20), постановлением Правительства РФ от 29.08.2022 года №
1505 «О переносе выходных дней в 2023 году». постановлением Правительства РФ от 10.08.2023
N 1314 "О переносе выходных дней в 2024 году"
В 11 классе реализуется основная образовательная программа среднего общего
образования
Продолжительность учебного года.
Пятидневная рабочая неделя.
Количество учебных недель: 34 учебные недели - 170 учебных дней.
Начало учебного года: 01 сентября 2023 года
Окончание учебного года: 24 мая 2024 года. Для 11 класса окончание учебного года
определяется ежегодно в соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации.
Начало и завершение деятельности:
1 четверть: 01 сентября по 27 октября 2023года. Продолжительность 41 учебный день.
2 четверть: 07 ноября 2023 года по 29 декабря 2023 года. Продолжительность 39 учебных
дней.
3 четверть: 09 января по 22 марта 2023 года. Продолжительность 55 учебных дней.
4 четверть: 03 апреля – 24 мая 2024 года. Продолжительность 35 учебных дней.
В соответствии с пунктом 1 части статьи 28 ФЗ от 29.12.2012г. № 273 – фз «Об
образовании в Российской Федерации», в целях обеспечения реализации в полном объеме
образовательных программ 13 января, 17 февраля, 02 марта, 04 мая 2024 года
считаются
учебными днями (реализация образовательных программ осуществляется с помощью
дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения на платформе «ГИС
СОЛО»)
Продолжительность и сроки каникул:
Осенние каникулы: 28 октября – 05 ноября 2023 года (9 дней)
Зимние каникулы: 31 декабря 2023 года – 08 января 2024 года (9 дней)
Весенние каникулы: 25 марта – 02 апреля 2024 года (9 дней)
Летние каникулы :
после прохождения государственной итоговой аттестации в
соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации, которое утверждается
ежегодно Рособрнадзором и Минпросвещения России.
Праздничные (нерабочие) дни в течение учебного года:
4 ноября 2023 г.- День народного единства
31 декабря 2023 г. – 8 января 2024 г. Новогодние каникулы
7 января 2024г. – Рождество Христово
23 февраля 2024г. – День защитника Отечества

8 марта 2024 г. – Международный женский день
1 мая 2024г. – Праздник весны и труда
9 мая 2024г. – День Победы
Перенос выходных дней 2023-2024 учебном году:
С 4 ноября (суббота) на 6 ноября (понедельник)
С 6 января (суббота) на 10 мая (пятница)
С 27 апреля (суббота) на 29 апреля (понедельник)
С 2 ноября (суббота) на 30 апреля (вторник)
Регламентация образовательного процесса.
Образовательный процесс осуществляется четвертям
Продолжительность учебной недели составляет 5 дней с 2 выходными в 1 смену.
Продолжительность урока– 45 минут. Продолжительность перемен: две перемены по 20
минут, после 1 урока перемена 15 минут, остальные – по 10 минут каждая.
Расписание звонков для общеобразовательных классов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Понедельник, четверг
08.30-09.00 Классный час
09.15-09.55
10.15-10.55
11.15-11.55
12.05-12.45
12.55-13.35
13.45-14.25
14.35-15.15

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Вторник, среда, пятница
08.30-09.15
09.30-10.15
10.35-11.20
11.40-12.25
12.35-13.20
13.30-14.15
14.25-15.10
15.20 – 16.05

Приложение №3
к распоряжению № 177 от 30.08.2023г

Рабочая программа курса по выбору в 11 классе
«ХИМИЯ В РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧАХ»
« Химия в расчетных задачах».
1. Пояснительная записка.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из
приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение
учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала
должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной
программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что
снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к
поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике.
Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны
химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки
самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий
и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет
устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение
мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи,
является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины
усвоения ими учебного материала.
Данная программа курса предназначена для учащихся 11 классов, рассчитана на 34
часа. Данный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в
знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать
целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое
содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии
задачи сведений практического характера.
Цель курса:
Формирование у учащихся умений и навыков для решения расчетных задач различных
типов.
Задачи курса:
1. Показать способы решения различных типов расчетных задач;
2. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно –
следственные связи при решении задач;
3. Содействовать развитию умений применять знания в конкретных ситуациях;
4. Расширять кругозор учащихся, повышать мотивацию к обучению, социализацию
учащихся через самостоятельную деятельность;
5. Помочь учащимся получить реальный опыт решения нестандартных заданий;
6. Развивать учебно-коммуникативные умения.
7. Содействовать развитию у детей умений осуществлять самооценку и контроль своей
деятельности.
2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Курс по выбору способствует достижению обучающимися личностных результатов:

1.
2.
3.
4.

Готовность и способность к самообразованию;
Чувство гордости за науку России;
Готовность к осознанному выбору профессии;
Неприятие вредных привычек.
Курс по выбору способствует достижению обучающимися метапредметных
результатов:
1) Умение использовать ИКТ;
2) Владение языком химии;
3) Умение общаться;
4) Умение формулировать цели, задачи.
Курс по выбору способствует достижению обучающимися предметных результатов:
1. Знание терминов, законов, понятий;
2. Развитие навыков учебной деятельности;
3. Соблюдение правил поведения;
4. Оказание первой помощи.
3. Основное содержание курса:
« Химия в расчетных задачах».
11 класс
Введение
Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные законы и понятия химии.
Тема 1. Расчеты по химическим формулам
Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса, объем.
Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в
соединении. Законы идеальных газов.
Тема 2. Вывод химических формул органических соединений
Простейшая или эмпирическая формула. Истинная или молекулярная формула.
Тема 3. Расчеты по уравнениям химических реакций
Химическое уравнение, термохимическое уравнение, тепловой эффект химической реакции,
закон Гесса.
Стехиометрические расчеты. Выход продукта реакции. Скорость химической реакции.
4. Тематическое планирование курса « Химия в расчетных задачах»11 класс
Тема
Расчеты по химическим формулам
Вывод химических формул органических
соединений
Расчеты по уравнениям химических реакций

-

Количество часов
14
8
12

5. Требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
способы решения различных типов задач;
основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного курса учащиеся должны уметь:
решать расчетные задачи различных типов;
четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных
параметров системы, описанной в задаче;
работать самостоятельно и в группе;
самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
владеть химической терминологией;
пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин,
необходимых для решения задач.
6. УМК

1. Косова О.Ю Химия в расчётных задачах, - Челябинск: «Взгляд» 2006;
2. Габриелян О.С., П.В.Решетов, И.Г.Остроумов Задачи по химии и способы их решения.
10-11 кл, - М:. «Дрофа» 2006;
3. Хомченко И.Г. Решение задач по химии 8 -11 кл , - М:. «Новая волна» 2005;
4. Шипуло Е.В. Решение задач по химии, - М:. «Эксмо» 2005;
5. Лидин Р.А. Дидактические материалы, - М:. «Дрофа» 1999;
6. Косова О.Ю., Егорова Л.Л. ЭГЕ химия справочные материалы, - Челябинск «Взгляд»
2005;
7. Научно – методический журнал «Химия в школе»
№ 2, 7,8 2004,
№ 4, 7, 9,10, 2005,
№ 1, 9,3, 8, 2, 10, 2006,
№ 8, 2, 9, 10. 2007
№ 1 ,3 2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».