о внесении изменений в ООП ООО_АООП ООО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Пикалево
РАСПОРЯЖЕНИЕ
г. Пикалево
30 августа 2022

№ 176

О внесении изменений в основную общеобразовательную программу основного общего
образования, в адаптированную основную общеобразовательную программу основного
общего образования
В соответствии с частями 5, 6.4 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании решения педагогического
совета от 30 августа 2023 года протокол № 15
1.
Внести следующие изменения в основную общеобразовательную программу
основного общего образования (далее ООП ООО), утвержденную приказом № 49 от 29.08.2019
года « Об утверждении основной общеобразовательной программы основного общего
образования», в адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития (далее АООП ООО ЗПР),
утвержденную приказом № 50 от 29.08.2019 года «Об утверждении адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития »
1.1. В 9а классе реализовывать учебный план, утвержденный приказом № 128 от 30
августа 2023 года «Об утверждении основной образовательной программы основного общего
образования в соответствии с федеральной образовательной программой основного общего
образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370»
1.2. В 9б классе реализовывать учебный план, утвержденный приказом № 131 от 30
августа 2023 года «Об утверждении адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития в
соответствии с адаптированной федеральной образовательной программой основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной
приказом Минпросвещения России от 24.11.2022г. № 1025»
1.3. Реализовывать учебный календарный график на 2023-2024 учебный год утвержденный
приказом № 128 от 30 августа 2023 года «Об утверждении основной образовательной программы
основного общего образования в соответствии с федеральной образовательной программой
основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 №
370» .
1.4. Применять при реализации ООП ООО в 9а классе, АООП ООО ЗПР в 9б классе
следующие федеральные рабочие программы (далее – ФРП), размещенные на сайте «Единое
содержание общего образования» (https://edsoo.ru/rabochie-programmy/) :
1.4.1 ФРП по русскому языку
1.4.2 ФРП по литературе
1.4.3 ФРП по истории
1.4.4 ФРП по обществознанию
1.4.5 ФРП по географии
1.4.6 ФРП по основам безопасности жизнедеятельности
1.5. Содержание учебного предмета «Русский язык» дополнить следующими строками:
Правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.
1.6. Содержание учебного предмета «Литература» добавить следующими строками: 19 век.
А.В. Кольцов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Косарь», «Соловей» и другие
Литература 20 века .Л.Л. Волкова. «Всем выйти из кадра», Т.В. Михеева. «Лёгкие горы», У. Старк.
«Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве»
(фрагменты по выбору). Отечественная проза первой половины XIX в. (одно произведение по

выбору). Например, произведения: «Лафертовская маковница» Антония Погорельского, «Часы и
зеркало» А.А. Бестужева-Марлинского, «Кто виноват?» (главы по выбору) А.И. Герцена и другие.
И.-В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору). Дж. Г. Байрон.
Стихотворения (одно по выбору). Например, «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..»,
«Прощание Наполеона» и другие. Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (не менее одного
фрагмента по выбору). Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору).
Например, произведения Э.Т.А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и другие.
1.7. Содержание учебного предмета «Английский язык» добавить следующими строками:
«Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных
ситуаций»: Семейные праздники. Обязанности по дому. «Внешность и характеристики человека»:
Литературный персонаж. «Досуг и увлечения»: Хобби современного подростка. Спорт. Живопись,
компьютерные игры, роль книги в жизни подростка. «Здоровый образ жизни» : Фитнес:
Посещение врача. «Школьное образование»: Школьная форма, правила поведения в школе,
посещение школьной библиотеки/ресурсного центра. Взаимоотношения в школе: проблемы и их
решение. «Каникулы в различное время года»: Виды отдыха в различное время года. Транспорт.
«Вселенная и человек»: Стихийные бедствия. «Родной город (село). Транспорт»: Описание
родного города/сел. «СМИ»: Журналы. «Страна изучаемого языка и родная страна»: Население и
официальные языки. «Выдающиеся люди родной страны и страны (стран) изучаемого языка»:
Государственные деятели, учёные, писатели, поэты, художники, музыканты, спортсмены.
1.8. Содержание учебного предмета «Алгебра» дополнить следующими строками:
Представление данных в таблицах. Практические вычисления по табличным данным.
Извлечение и интерпретация табличных данных. Графическое представление данных в
виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм. Чтение и построение диаграмм. Примеры
демографических диаграмм.
Случайная изменчивость (примеры). Частота значений в массиве данных. Группировка.
Гистограммы.
Введение в теорию графов Граф, вершина, ребро. Представление задачи с помощью графа.
Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл. Путь в
графе. Представление о связности графа. Обход графа (эйлеров путь). Представление об
ориентированных графах
Рассеивание данных Отклонения. Дисперсия числового набора. Стандартное отклонение
числового набора. Диаграммы рассеивания
Множество, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение,
дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное,
распределительное, включения. Графическое представление множеств
Введение в теорию графов Дерево. Свойства дерева: единственность пути, существование
висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер.
Случайные события Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий.
Несовместные события. Условная вероятность. Представление случайного эксперимента в виде
дерева
Геометрическая вероятность Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из
фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности
Испытания Бернулли Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха.
Испытания Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и
дисперсия случайной величины. Примеры математического ожидания как теоретического
среднего значения величины. Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с
помощью частот. Применение закона больших чисел.
1.10. Содержание учебного предмета «Информатика» Дополнить следующими строками:
Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (касания,
расстояния, света, звука и другого). Примеры использования принципа обратной связи в системах
управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе,
сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная
система управления транспортным средством и другие системы).
1.11. Содержание учебного предмета «История» соответствует содержанию ФРП по
учебному предмету «История».

1.12. Содержание учебного предмета «Обществознание» соответствует содержанию ФРП
по учебному предмету «Обществознание»
1.13. Содержание учебного предмета «География» соответствует содержанию ФРП по
учебному предмету «География»
1.14. Содержание учебного предмета «Физика» дополнить следующими строками: Раздел
6. Тепловые явления. Основные положения молекулярнокинетической теории строения вещества.
Масса и размеры атомов и молекул. Опыты, подтверждающие основные положения
молекулярнокинетической теории. Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний
вещества. Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств газов, жидкостей и
твёрдых тел на основе положений молекулярнокинетической теории. Смачивание
и капиллярные явления. Тепловое расширение и сжатие. Раздел 7. Электрические и магнитные
явления.
Закон
Кулона
(зависимость
силы
взаимодействия
заряженных
тел
от величины зарядов и расстояния между телами). Напряжённость электрического поля. Принцип
суперпозиции электрических полей (на качественном уровне).
1.15. Содержание учебного предмета «Биология» дополнить следующими строками:
Профессии связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др.
Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием различных источников (
научно-популярная литература, справочники, Интернет). Почвенное питание (осмос). Дыхание
растений: сильная запыленность воздуха как препятствие для дыхания листьев. Промышленное
выращивание шляпочных грибов.
1.16. Содержание учебного предмета «Химия» дополнить следующими строками:
Минеральные удобрения ( включить в темы «Соли аммония», «Нитраты», «Соединения
фосфора»).
Природные источники углеводородов и топливо (уголь, природный газ, нефть), продукты
их переработки (бензин), их роль в быту и промышленности. ( вставить в тему « Углеводороды»).
Понятие о биологически важных веществах – жирах, белках, углеводах – и их роли в
жизни человека. Материальное единство органических и неорганических соединений. ( вставить в
тему « Кислородсодержащие органические соединения»).
Проблема безопасного использования строительных материалов в повседневной жизни (
вставить в тему « Силикатная промышленность»). Безопасное использование веществ и
химических реакций в быту. Первая помощь при химических ожогах и отравлениях ( вставить в
тему «Классификация химических соединений»). Предельно допустимая концентрация веществ
(ПДК) (вставить в тему «Охрана окружающей среды от химического загрязнения»).
1.17. Содержание учебного предмета «Физическая культура дополнить следующими
строками:
В свою очередь, модуль «Плавание», вводится в учебный процесс в 5-7 классах, так как
имеются соответствующие условия и материальна база по решению муниципальных органов
управления образованием.
Общий объём часов, отведённых на изучение учебной дисциплины «Физическая культура»
в основной школе составляет 516 часов (5 класс — 112 ч; 6 класс — 112 ч; 7 класс — 112 ч; 8
класс — 112 ч, 9 класс – 68ч.
5 класс
Модуль «Плавание». Специальные и имитационные упражнения на освоение техники
плавания кроль на груди и на спине. Изучение техники плавания кроль на груди и на спине.
- соблюдать правила безопасности в бассейне при выполнении плавательных
упражнений;
- выполнять имитационные упражнения техники плавания кроль на груди и на спине;
- выполнять технические элементы плавания кроль на груди и на спине в
согласовании с дыханием;
6 класс
Модуль «Плавание». Изучение техники плавания кроль на груди и на спине. Старт
прыжком с тумбочки при плавании кролем на груди; старт из воды толчком от стенки бассейна
при плавании кролем на спине. Проплывание учебных дистанций 25 м кролем на груди и на спине.
- соблюдать правила безопасности в бассейне при выполнении плавательных
упражнений;
- выполнять технические элементы плавания кроль на груди и на спине в

согласовании с дыханием;
- выполнять старт прыжком с тумбочки при плавании кролем на груди; старт из воды
толчком от стенки бассейна при плавании кролем на спине.
7 класс
Модуль «Плавание». Совершенствование техники плавания кроль на груди и на
спине. Повороты при плавании кролем на груди и при плавании кролем на спине. Проплывание
учебных дистанций 50 м кролем на груди и на спине.
- соблюдать правила безопасности в бассейне при выполнении плавательных
упражнений;
- выполнять технические элементы плавания кроль на груди и на спине в
согласовании с дыханием;
- выполнять повороты при плавании кролем на груди и при плавании кролем на
спине.
1.18 Утвердить содержание
модуля «Введение в новейшую историю России»:
п.
150.9.1.5. ФПР по учебному предмету «История» (Федеральная образовательная программа
основного общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370
"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования")
1.19. Утвердить планируемые результаты по отдельным учебным предметам. Федеральная
образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения
России от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования":
1.19.1. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку: п.19.11. ФРП по
учебному предмету « Русский язык»
1.19.2. Планируемые результаты освоения программы по литературе: п. 20.8. ФРП по
учебному предмету «Литература»
1.19.3. Планируемые результаты освоения программы по английскому языку: п. 136.8. ФРП
по учебному предмету «Иностранный (английский) язык».
1.19.4. Планируемые результаты освоения программы по математике: п. 146.3., 146.4. 146.5,
146.6, 146.7 . ФРП по учебному предмету «Математика» (базовый уровень).
1.19.5. Планируемые результаты освоения программы по информатике: п. 148.6 ФРП по
учебному предмету «Информатика» (базовый уровень).
1.19.6. Планируемые результаты освоения программы по истории: п. 150.8 ФРП по учебному
предмету «История».
1.19.7 Планируемые результаты освоения программы по обществознанию: п. 151.7 ФРП по
учебному предмету «Обществознание».
1.19.8. Планируемые результаты освоения программы по географии: п. 152.8 ФРП по
учебному предмету «География».
1.19.9. Планируемые результаты освоения программы по физике: п. 153.6 ФРП по учебному
предмету «Физика» (базовый уровень).
1.19.10. Планируемые результаты освоения программы по химии: п. 155.5 ФРП по учебному
предмету «Химия» (базовый уровень).
1.19.11. Планируемые результаты освоения программы по биологии: п. 157.8 ФРП по
учебному предмету «Биология» (базовый уровень).
1.19.12. Планируемые результаты освоения программы по физической культуре: п.163.9 ФРП
по учебному предмету «Физическая культура».
1.19.13. Планируемые результаты освоения программы по основам безопасности
жизнедеятельности: п. 164.4 ФРП по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
1.19.14 Планируемые результаты освоения учебного модуля «Введение в новейшую историю
России»: п 150.9.3 ФРП по учебному предмету «История».
1.20. Утвердить программу курса по выбору «Риторика» объемом 17 часов (приложение
№1)
1.21. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
задержкой психического развития АООП ООО соответствуют ФГОС ООО с учетом их особых
образовательных потребностей.
1.22. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО дополняются
результатами освоения программы коррекционного развития: п. 185.2
федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с

Приложение №1
к распоряжению № 176 от 30 августа 2023 года

Рабочая программа
Курса по выбору «Риторика»
(Основное общее образование, 9 класс, 17 часов)

2023-2024 учебный год

1. Пояснительная записка
Программа составлена с учетом знаний и умений обучающихся 9-х классов и направлена
на развитие следующих компетентностей:
1. Социальные компетентности, связанные со способностью учащихся брать на себя
ответственность, участвовать в совместном принятии решений.
2. Межкультурные компетентности, которые позволят понять различия в людях, уважать
друг друга, жить с людьми других культур, языков, религий.
3. Компетентности, определяющие владение устным и письменным общением.
4. Компетентности, связанные с возникновением и развитием общества информатизации владение новыми технологиями.
5. Способность и желание учиться всю жизнь.
Программа ориентирована на учащихся пубертатного периода (13-15 лет), ведущим видом
деятельности которых является общение, очная и заочная коммуникация.
В целях сохранения и сбережения здоровья, в содержание программы включены
здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, упражнения для развития и
укрепления грудной клетки, профилактика заболеваний голосовых связок, артикуляционные
упражнения, пальчиковая гимнастика.
Концептуальную основу данной программы составляет работа над постижением
собственного замысла речи, над созданием учащимися собственного текста, над разделением идей
гуманистической психологии, базирующейся на основных положениях речемыслительной
деятельности в традициях Аристотеля. Программа рассчитана на обучение риторической
деятельности, поэтому важно помочь ученику овладеть комплексом умений, составляющих
основу коммуникации, позволяющих ему более полно и точно выразить себя в слове, нести
ответственность за сказанное.
Основные цели программы:
1. Дать знания ученикам о риторике, как науке и искусстве красноречия.
2. Совершенствовать умения и навыки риторической деятельности учащихся в разных
сферах общения.
3. Содействовать выявлению и развитию природных способностей обучающихся.
4. Содействовать воспитанию «чуткого слушателя» (собеседника), тренировать языковую
интуицию и формировать острое эстетическое восприятие художественного слова.
5. Способствовать воспитанию культуры речевого общения, стимулировать стремление к
самосовершенствованию.
Основные задачи программы:
-совершенствовать умения учащихся выражать собственные мысли своими словами, учитывая
уважительное отношение друг к другу;
-умение общаться, ориентироваться в ситуации общения, четко и ясно формулировать (вслух или
про себя) свое коммуникативное намерение;
-красноречие сочетать с развитием памяти, внимания, умением выражать собственное мнение,
владеть телом, мимикой, жестами;
-базироваться на знаниях, приобретенных обучающимися на уроках русского языка, развития
речи, литературы, истории, музыки; окружающего мира;
-применять новые образовательные технологии.
Для реализации данной программы используются следующие формы организации:
- групповая работа с текстами, публичные выступления, индивидуальные
речемыслительные тренинги, защита проектных идей, собственных гипотез, имитационные,
ролевые, творческие, ситуативные игры, имитирующие правила поведения в различных сферах
общения людей;
методы работы:
-выявление базовых элементов композиции и плана текста;
-получение новых риторических знаний, путём анализа выступлений;
-наблюдение образцов речи, их «сворачивание» и расширение;
-собственное творчество детей в различных жанрах;
-решение коммуникативных, логических, психологических, нравственно-этических задач;
-обсуждение вариантов чтения или выступления товарища с вопросами для пояснения его

позиции, проведение различных интервью в устной и письменной формах с последующим
анализом;
-создание различных жизненных ситуаций, основой которых является диалог;
-практикум: информационные виды публичных выступлений (сообщение, доклад, реферат,
лекция); жанр посланий (ода, послание, письмо); жанр публичной речи (учебная, совещательная,
судебная) и т. д;
-корректное возражение и отказ.
Предлагаемый курс риторики рассчитан на 17 учебных часов, 0,5 часа в неделю.
2. Содержание тем учебного курса
1. Предмет риторики. Введение (2 часов).
Риторика как наука об убеждении. Формы и методы речевого воздействия на аудиторию. Природа
ораторского искусства, его разновидности. Риторика – наука о законах подготовки и произнесения
публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
.
2. Построение ораторской речи (3 часов).
Докоммуникативная фаза ораторской речи (подготовительный этап). Коммуникативная фаза
(этап произнесения речи). Посткоммуникативная фаза.
3. Композиция речи (6 часов).
План устного выступления: вступление, основная часть, заключение. Способы развития общих
положений речи: объявление, сравнение, противопоставление. Иллюстрация (развернутый
вопрос), статистика, ссылка, повторение.
4. Виды ораторской речи (6 часов).
Спонтанная и подготовленная речь. Информирующие и убеждающие речи. Публичный монолог и
диалог Импровизация.
Деловые переговоры. Интеллектуальная терпимость
3. Учебно-тематический план
№ п/п
1.
2.
3.
4.
Итого

Тема раздела
Предмет риторики. Введение
Построение ораторской речи
Композиция речи
Виды ораторской речи

Количество часов
2
3
6
6
17

4. Требования к уровню подготовки
В результате изучения программы по риторике учащиеся должны знать и уметь:
-знать формы и методы речевого воздействия на аудиторию;
-определять замысел речи-абзаца;
-выделять тезис в небольших текстах;
-анализировать, экспертировать;
-изобретать собственные тексты в жанре сообщения, послания, размышления;
-находить в тексте украшения речи, тропы (метафору, гиперболу, эпитеты, сравнения,
символы) и риторические фигуры (риторический вопрос, риторическое восклицание и др.);
-выступать с короткими сообщениями по собственному плану; составлять план и конспект
лекции;
-задавать вопросы различных типов;
-участвовать в дискуссиях, диспутах, спорах с соблюдением логических и этикопсихологических законов и правил, последовательно и доказательно отстаивать собственные
убеждения;
-высказывать своё независимое мнение относительно того или иного события, поступка,

происшествия, факта и т.д.;
-имитировать научные споры, разрешать конфликтные ситуации;
Темы данной программы носят проблемный характер и предполагают использование
различных приёмов обучения:
-игровых,
-информационно-коммуникативных технологий;
-технологии критического мышления.
5. Учебно-методическое обеспечение
1. Львова С.И. Язык в речевом общении. М., 2004.
2. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 2002.
3. Смелкова З.С. Азбука общения. Самара,2008.
4. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 2006.
5. Волков А.А. Основы риторики. М.,2009.
6. Сычёв О.А. Обучение риторике в эпоху компьютеров. М., 2006.
7. Иванова С.Ф. Риторика завоёвывает место в школе. М.,2009
8. Школьная риторика под редакцией Т. А .Ладыженской, М.,2009.
9. Кохтев Н.Н. Риторика. М.,2007.
10. Львова С.И. Язык в речевом общении. М.,2001.
11. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» Речевой этикет в нашем общении. М., 2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».