Рабочая программа элективного курса Глобальная география

Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Глобальная география» составлена в соответствии
с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, на основе авторской
программы Ю. Н. Гладкий и С. Б Лавров «Глобальная география». Сборник «Элективные курсы.
География 10-11 классы. Профильное обучение. Дрофа. Москва 2015.
Изучение элективного курса «Глобальная география» в старших классах позволяет
интегрировать знания, полученные по другим предметам, максимально использовать
общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, сочетать
линейно-ступенчатый и концентрический принципы обучения.
Актуальность курса определяется возросшим интересом ко всем аспектам взаимодействия
человеческого общества и природы. Наряду с этим, в условиях современного, высокого уровня
развития производственных сил сохраняется зависимость человека от природы. География остается
единственной дисциплиной, синтезирующей естественное и общественное направление в науке.
Глобальные проблем различны по своему характеру, но все они пронизаны идеей географического
единства человечества и его выживания. Современный охватывает весь мир, все основные формы и
сферы жизни человека.
Цель курса: в процессе изучения глобальных проблем человечества способствовать
формированию нравственного становления личности каждого обучающегося воспитанию
гражданского самосознания, экологической культуры поведения, ответственности и активной
жизненной позиции.
Задачи программы:
 овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно
для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества.
 формирование глобального мышления учащихся, в противовесе узкопонимаемым национальным
и классовым интересам.
 развитие познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее значение проблемам
социального характера – межнациональных отношений, культуры и нравственности.
 вооружение учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им
самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.
Изучение курса «Глобальная география» позволяет интегрировать знания, полученные по
географии и другим предметам, максимально использовать общеобразовательный и
культурологический потенциал географии как учебного предмета, сочетать линейно-ступенчатый и
концентрический принципы в обучении. Социальная направленность программы делает её
актуальной для профильной ориентации гуманитарных направлений.
Каждая из глобальных проблем имеет свое конкретное содержание, но все они тесно
взаимосвязаны. В последнее время центр тяжести глобальных проблем дрейфует, т.к. раньше он был
смещен в развивающиеся страны, а теперь эти проблемы периодически затрагивает и развитые
страны.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров и практических занятий. Освоение
элективного курса возможно с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Планируемые результаты изучения курса «Глобальная география»
Ученик научится:
 объяснять основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы
географических исследований;
 особенности размещения основных видов природных ресурсов, численность и динамика
населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическая специфика; различие в
уровне и качестве жизни населения, основные направления миграции; проблемы современной
урбанизации;
 географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,
размещение его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их
различие по уровню социально-экономического развития, специализации в системе
международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем
человечества;
 особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в
международном географическом разделении труда.

Ученик получит возможность научиться:
 определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития
природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
 оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и
производства;
 применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдения за
природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и
явлениями;
 составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картысхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности
различных явлений и процессов, их территориальное взаимодействие.
В результате изучения курса учащиеся должны знать/понимать:
 ·Предмет изучения глобальной географии;
 ·Систематизацию глобальных проблем, их причины возникновения, пути решения;
 ·Антропогенные воздействия на природу в целом и ее отдельные компоненты;
 ·Особенности этнической, лингвистической, религиозной структуры человечества;
 ·Политическую анатомию современного мира, культурно-исторические регионы мира;
 ·Экономическую дифференциацию мира;
 ·Особенности глобальной и социальной экологии;
Уметь:
 ·Определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития процессов и
явлений;
 ·Оценивать и объяснять степень природных и техногенных изменений в природе;
 ·Проводить учебные исследования, моделирование ситуаций пространственно-временной
конкретности;
 ·Решать социально значимые задачи на основе проведения учебной экспертизы.
Содержание учебного курса «Глобальная география»
Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание
Систематизация глобальных проблем. Пакет глобальных проблем. Основные направления
глобалистики. Необходимость мобилизации совместных усилий всех специалистов для исследования
глобальных проблем. Составить наиболее наглядное представление об анализируемых проблемах,
четко зафиксировать связи между различными их группами.
Современный лик Земли
Изменившийся лик Земли. География человечества. Антропогенные воздействия на природу в целом
и её отдельные компоненты. Позитивные и негативные результаты человеческой деятельности.
Классификация ландшафтов в зависимости от степени хозяйственной деятельности человека.
Наука о народах. Влияния природы на характер и традиции народа. Особенности этнической,
лингвистической, религиозной структуры человечества. Этногеография. Учение о цивилизациях (Ф.
Ратцель, А. Тойнби, О. Шпенглер и др.). Отсутствие стройной научной теории цивилизаций.
Глобальный процесс взаимодействия и взаимопроникновения региональных цивилизаций.
Характеристика известных цивилизаций (в том числе западнохристианской, исламской и др.).
Политическая анатомия современного мира. Экономическая дифференциация мира.
Культурно-исторические регионы мира. Существующие сценарии будущей геополитической
картины мира. Варианты геополитической стратегии России.
Повторение сюжетов, связанных с формированием политической карты мира. Культурноисторические регионы мира; Западная Европа, Восточная Европа, англоязычная Америка, Арабский
Восток и др. Место государств в экономическом «табели о рангах». Причины, их определяющие.
Мировое хозяйство: понятие, тенденции развития. Восхождение человечества к вершинам
социально-экономического прогресса. Разумное государственное правление и атмосфера
конкуренции как двигатели прогресса. Примеры Западной Европы, США и Японии. Экономический
опыт СССР – России ХХ века.
Глобальные проблемы человечества
Демографическая и продовольственная проблема.
Неконтролируемый рост населения в развивающихся странах и неспособность современной
цивилизации обеспечить нынешнее и будущее население нормальными условиями для жизни.

Теория Мальтуса. Способность Земли теоретически прокормить десяток миллиардов людей. И
нарастание угрозы загрязнения окружающей среды.
Источники питания в прошлом и сейчас. Структура пищевых рационов. Сущность
продовольственной проблемы в современном мире и её основные параметры: производство, спрос,
распределение и потребление. Пути выхода из продовольственного тупика.
Проблема отсталости.
Масштабы и критерии отсталости, применяемые в ООН. Наименее развитые страны. Причины
отсталости. Связь отсталости с другими глобальными проблемами.
Энергетическая и сырьевая проблема.
Сущность и масштабы энергетической проблемы. Рост энергоемких производств. Традиционная и
альтернативная энергетика.
Сущность и масштабность. Производство отходное, малоотходное и безотходное. Пути
ресурсосбережения. Утилизация бытовых отходов. Региональные аспекты сырьевой проблемы в
современном мире. Россия и глобальный сырьевой кризис.
Проблемы Мирового океана.
Мировой океан – «колыбель» всего живого. Роль Мирового океана в обеспечении жизни на Земле.
Мировой океан - как ресурсная база. Морское хозяйство. Водные ресурсы океана. Проблемы
использования энергии Мирового океана. Проблемы морского транспорта. Экология Мирового
океана.
Глобальный этнический кризис.
Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация. География межэтнических
конфликтов в современном мире. Россия и глобальный этнический кризис.
Проблемы здоровья и долголетия человека.
Здоровье человека как синтетическая категория. Продолжительность жизни населения как один из
важнейших критериев цивилизованности любой страны. Понятие о медицинской географии.
Проблема стихийных природных явлений и технологических аварий.
Роль трагедий, вызванных силами природы, в истории человечества. Систематизация стихийных
природных явлений по условиям возникновения (СПЯ). Эволюция человеческого поведения, в
отношении СПЯ. Географический характер проблемы СПЯ. «Цепная реакция» катастроф
производственного характера последних десятилетий. Систематизация технологических аварий.
Математическая теория катастроф. Географические аспекты. Проблемы технологических аварий.
Проблема дефицита демократии и свободы.
Декларация прав человека. Анализ ранжирования государств по группам. Положение с правами
человека в СССР, Новой России и странах нового зарубежья.
Геоэкология – фокус глобальных проблем
Биосфера как планетарная организация жизни.
Пределы биосферы. Биогеохимические круговороты в природе. Наиболее распространенные
сценарии гибели земной биосферы в будущем.
Техногенез: глобальные масштабы и региональные проявления. Техногенез как совокупность
процессов в природной среде, вызванных хозяйственной деятельностью человека. Этапы, параметры,
показатели и масштабы техногенеза.
Глобальная экология. Техногенез и экология: нити связи. От микросистем до глобальной экосистемы.
Глобальная социоэкосистема. Условность границ в экологии. Общие и специфические экологические
проблемы в мире и регионах мира.
Экология атмосферы, гидросферы и педосферы.
Функции, загрязнение и пути решения проблем: парниковый эффект, водопользование, очистка
сточных вод, опустынивание, деградация земель.
Социальная экология.
Объективные свойства среды жизни в мегаполисах, городах, селах и так далее. Социальноэкологическая специфика территориальных групп человеческого общества.
Геоэкология России.
Острота и масштабность экологических проблем. Наследство от СССР. Источники загрязнения.
Особо охраняемые природные территории России. Регионы повышенного экологического
неблагополучия.
Тематическое планирование
Учебно-тематическое почасовое планирование разрабатывается учителем на каждый учебный
год. При этом учитывается количество учебных недель на основе календарного графика ОУ.
Распределение учебных часов на изучение каждой темы осуществляется на основе программноцелевого подхода, что обеспечивает последовательную реализацию содержания программы.

Возможно варьирование внутри содержания программы путем усиления отдельных тем,
разделов. Варьирование на уровне содержания образовательной программы осуществляется путем
перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения
последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем. Данные коррективы
вносятся с учетом особенностей учащихся конкретного класса: разброс в темпах и направлениях
развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании,
памяти, мышлении, и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими
индивидуальными особенностями учащихся.
При переходе на дистанционное обучение связь учащегося с учителем поддерживается
посредством электронной почты, дистанционных образовательных платформ в сети Интернет (РЭШ,
МЭШ, УЧИ.РУ), ГИС СОЛО.
При дистанционном обучении с использованием интернет-ресурсов, обучающийся и учитель
взаимодействуют в учебном процессе в следующих режимах:
- синхронно, используя средства коммуникации и одновременно взаимодействуя друг с
другом (online);
- асинхронно, когда обучающийся выполняет какую-либо самостоятельную работу (offline), а
учитель оценивает правильность ее выполнения и дает рекомендации по результатам учебной
деятельности.
№
1
2
3
4

Название темы
Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание
Современный лик Земли
Глобальные проблемы человечества
Геоэкология – фокус глобальных проблем
Итого

Кол-во
часов
1
2
8
6
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».